Докладна августовскую конференцию «Современное состояние преподавания русского языка в казахской школе в рамках обновления содержания образования»
Абайский районный отдел образования
Доклад
на августовскую конференцию
«Современное состояние преподавания русского языка в казахской школе в рамках обновления содержания образования»
Подготовил: учитель русского языка и
литературы Магрипашев С. Д.
2017-2018 учебный год
Современные педтехнологии предусматривают компетентностный подход к образованию.
Компетенция-готовность личности к успешной деятельности, мобилизовать все силы для достижения цели(умение сделать здесь и сейчас)
4 основные подходы в образовании.
1.Научить познавать.
2.Научить действовать.
3.Научить жить вместе.
4.Научить жить в реальных жизненных условиях.
Компетентностный подход подразумевает
1.Методологическая(психолого-педагогическая) компетентность педагога.
2.Общекультурная.
3.Предметно-ориентированная компетентность педагога.
Структура урока.
I.Активизирующая фаза(мотивирующая)
1.Выдвинуть реальную проблему,имеющую отношение к контексту жизни.
- Подготовить платформу к пониманию.
Начнем с темы и цели урока.В традиционном уроке мы всегда проговариваем и тему,и цель урока.И это первая наша ошибка.Ученики должны сами проговаривать тему и цель урока,а учитель только помогать ему в этом.
При изучении темы «Лексика» мы разгадывали кроссворд.
Как думаете, что мы сегодня на уроке будем делать? Назовите тему урока (определите темы и цели урока)
Выдвинута проблема: какие существуют стили речи и сферы их употребления, их отличительные черты.
- Конструирующая фаза.
- Изучить материал.
- Выделить известное и новые знания.
3 .Поставить вопросы.
4.Произвести всевозможные связи.
Переходим к работе над новым материалом. «Метод Думай-объединяйся-делись». Изучение самостоятельно материал учебника.
Выделить известное и новые знания.
В парах или в группах составьте кластер по теме «Лексика» (Что я знаю по данной теме?)
Поставить вопросы.
Что такое термины? Что такое неологизмы? Чем отличаются термины от профессиональных слов?
Произвести всевозможные связи.
Лексика и культура общения. Сфера использования научного стиля.
III. Констатирующая фаза.
- Представить в собственном виде изученное.
- Поставить свои вопросы.
- Делать предположения и тестировать их на достоверность.
Представить в собственном виде изученное.Создание оригинального творения в устной или письменной форме (эссе) в средних и старших классах,составление пятистишья (скинвейна) в младших и средних классах.
Поставить свои вопросы.
Когда слова «устаревают»? Как появляются новые слова? Или же, Какой была семья писателя? Кто были его друзья? Как создавал он свои произведения?
Делать предположения и тестировать их на достоверность.
Возможна ли слияние всех стилей речи в одном тексте? Провести исследовательскую работу.
Метод проектов — это технология XXI века. (Метод разрешения проблем).
Типы проектов.
1.Исследовательский.
2.Информационный.
3.Ролевые — игровые.
4.Творческие.
5.Предметно — ориентированные.
Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся. Учащиеся показывают свои творческие способности при создании слайдов, презентаций на уроках литературы. Презентации сопровождались видеофильмами. К примеру, на открытом уроке по литературе в 7 классе по теме Ч. Айтматов «Белый пароход» урок сопровождался слайдами героев, белого парохода,мифических оленей, в финале урока был показан отрывок видеофильма о возвращении оленей в родные края.
Учащиеся получают нетрадиционные формы домашнего задания,которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ученику проявить самостоятельность,найти решения нестандартного вопроса. Так, по теме урока «Петька на даче» на домашнее задание было поручено сделать проектные рисунки: добро и зло в рассказе. Или сделать проектные рисунки на тему «Народная и литературная сказка». Что первично, а что вторично?
Внедрение в учебный процесс новых педтехнологий не исключает традиционные методы обучения, а сочетаются с ними на всех этапах обучения: ознакомление, применение, контроль.
Таким образом, современность предъявляет все более высокие требования к обучению и практическому владению русским языком, в повседневном общении, профессиональной сфере. Использование современных педагогических технологий позволяет не только повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению русского языка.