Безударные гласные в корне слова. 6 класс

Методическая разработка урока.

Тема: Безударные гласные в корне слова. 6 класс.

Цели урока: выработка умений в применении полученных знаний.

Обучающая: 1)определить уровень овладения ЗУН по данной теме;

2)повторить и закрепить знания по теме.

Коррекционно – развивающая:

1)на основе наглядно– образного развивать логическое мышление;                              2)развивать устойчивое внимание на основе самоконтроля учащегося;

3)развивать память при выполнении упражнения письмо по памяти;

4)общую и мелкую моторику рук;

5)обогатить речь детей новыми словами;

6)соблюдать лечебно-охранительный режим.

Воспитывающая: воспитывать личностные качества детей; настойчивость, самостоятельность в работе, уверенность в своих силах.

  1. I. Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки;

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

( дети садятся за парты)

Учитель: Сегодня у нас урок не только очень важный, но и особенный. К нам пришли гости.

Поздоровайтесь с ними.

  1. II. Актуализация.

Сейчас я вам для разминки предлагаю попробовать себя в роли строителей. Прежде чем строителям построить дом, им необходимо выполнить… (чертёж). Мы с вами тоже придумаем слова по определённой схеме.

( открывается запись на доске).

Индивидуальное задание: разобьёмся на группы, какая группа быстрее и качественнее справится с заданием:

1 гр. (сильные учащиеся): подобрать слова к схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

2 гр. (средние учащиеся): образовать однокоренные слова с корнем  –сор-

3 гр. (слабые учащиеся): выделить корень в словах: лес, лесной, лесник, перелесок.

( проверка выполненного задания).

Учитель: Все группы правильно справились с заданием. При постройке дома большую роль играет фундамент (основа дома).  И если он прочный, крепкий, то и дом будет стоять долго.

— А как вы думаете, какая часть самая главная в слове?

( корень)

— Почему?

(без корня не может быть слов; в нём заключён смысл слова).

III. Основная часть.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем постоянно обращаться к корню слова, а именно тренироваться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова.

— А какие гласные называются безударными?

— И ударные гласные – это …

(ответы учеников)

Хорошо живётся ударной гласной: все её отчётливо слышат и правильно пишут. А как же быть безударной бедняжке? Помогите ей.

— Как мы можем помочь безударной гласной?

(ответы детей)

И тогда она в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать её не составит никакого труда.

Учитель: Откройте тетради. Запишите число. Обратите внимание, как пишутся слова: семнадцатое, классная…

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.

Чтобы научится правильно писать безударные гласные, нам поможет алгоритм.

(вывешивается на доске: читает сильный ученик)

Учитель: опираясь на этот алгоритм, мы разберём следующие слова на плакате (см. приложение 2)

(вывешивается на доске: читает ученик)

Индивидуальное задание: 1) сильным ученикам: выполнить задание по алгоритму и составить с этими словами предложения.

2) слабым ученикам: задание на карточках (поставить в словах ударение и подчеркнуть безударные гласные)

(ученики по очереди вызываются к доске)

Учитель: Вспомните, какую вы знаете рифмовку про безударную гласную?

*Если буква гласная

Вызвала сомнение.

Ты её немедленно

Ставь по ударение.

( ученики произносят хорошо)

Учитель: Откройте учебник стр. 24 упр. 43. Прочитали, что нам предлагается выполнить в этом упражнении.

Разбор образца.

Образец рассуждения: В слове «зам…тать» я не знаю, какую писать гласную : -е- или –и-.

Подберите такое проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение. Корень –мёл-

Под ударением –ё-, значит, и в слове «зам…тать» пишем –е-

( поочерёдно ученики выходят к доске и выполняют упражнение)

Индивидуальное задание: 1) подобрать свои примеры слов с безударной гласной в корне.

2 гр.  (слабые ученики). Задание на карточках с упрощённым заданием.

Итог: — Как же мы проверяем безударную гласную в корне слова? (ответы учеников)

Учитель: Немножко разомнёмся.

Физкультминутка:

* Белый, беленький, белить.

Маляром хочу я быть.

От побелки и покраски,

Станут домики как в сказке.

-Какие однокоренные слова вам встретились?

-Какую гласную нужно писать в корне этих слов?

Учитель: Я вижу, вы хорошо научились справляться с этой работой. Умеете быстро и правильно подбирать однокоренные слова. А теперь помогите другому ученику, который затрудняется подобрать однокоренное слово (устно)

Ученик: к слову «ленивый» он подобрал сразу 2 слова.

Прочитайте их.

(Задание записано на плакате)

(см. приложение 3)

-Какое из этих слов будет правильным?

-Почему?

Ученик: «ленивый и линька» разные по значению.

«ленивый и лень» близки по смыслу.

-Какую букву напишем в слове «ленивый»?

-Как вы узнали, что в этом слове нужно писать –е-?

(ответы детей)

( аналогично разбираются следующие слова)

Учитель: — Молодцы, ребята! Я думаю, этот ученик всё понял, и тетрадь самостоятельно справится с заданием.

Мы с вами выполняли такую сложную работу. А не лучше ли писать так, как слышим, и не соблюдать никаких правил?

-Что было бы, если бы мы писали так, как слышим?

Ученики: —     мы ничего не поняли бы из написанного и это было бы неправильным.

Лиса — в значении «много леса»

Лиса – «зверь»

Учитель: — Я вам предлагаю попробовать себя в роли учителя. ( вывешивается плакат ( см. приложение)

Вы должны найти слова с ошибкой (ученики по очереди выходят к доске и исправляют ошибки, приводя образец рассуждения).

-Посмотрите на это предложение в исправленном виде. Я его уберу на некоторое время, а вы запишите его по памяти. Но будьте внимательны. Обратите внимание, как пишется предлог со словом, слова «осиновом», «осинки».

(ученики пишут по памяти)

Теперь поменяйтесь с соседями тетрадями и проверьте друг у друга.

Проверка с записью на доске.

Индивидуальное задание слабые ученики работают на карточках с упрощённым заданием.

Учитель: поиграем в игру.

Я начну читать слова.

Я начну, а вы кончайте.

Хором дружно отвечайте.

Поднимите карточку с той гласной, которая встретилась вам в корне слова. Итак, начнём:

1)Нарядим ёлку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная…(звезда)

2)Улетел скворец не зря

За леса и за…(моря).