Урок-исследование по русскому языку

Урок-исследование по русскому языку в 8 «Ә» классе

Подготовила учитель русского языка и литературы   Елгонова Айнур Ермаханкызы

Общая средняя школа № 17 «Туркестан»

 

Тема: Однородные и неоднородные определения (урок-исследование в 8-м классе)

Цели урока:

— повторить обобщающие слова при однородных членах и постановку знаков препинания при них;

— формировать умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их;

— развивать умение работать в группах, давать оценку ответам одноклассников.

Ход работы:

  1. Организационный этап.

Приветствие;

Определение отсутствующих;

Проверка готовности к уроку;

Организация внимания.

  1. Этап проверки домашнего задания.

Консультанты сообщают о выполнении домашней работы ( выявление факта выполнения домашнего задания всем классом).

Проверка домашнего задания (задание было дифференцированным: первый вариант выполнял упражнение, второй вариант — по данным схемам составлял предложения).

  1. Этап всесторонней проверки знаний.

а)ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте свой выбор.

ИЗЛ..ЖИТЬ, ПРИК..СНУТЬСЯ , ПРОТ..РАТЬ, БЛ..СТАТЕЛЬНЫЙ, СОБ..РУ,  ПРОР..СТАТЬ, ПРИЛ..ГАТЬ, ОЗ..РЕНИЕ, ВОЗГ..РАНИЕ.

Ученики проверяют свои ответы (Слайд № 3)

б)УКАЖИТЕ НОМЕР (-А) ОДНОСОСТАВНОГО (-ЫХ) ПРЕДЛОЖЕНИЯ (-ИЙ). НАЗОВИТЕ ИХ ТИП.

(Слайд № 4)

  • Под дождик хорошо спится.
  • Громко хрустел под ногами снег.
  • Вот и материнский дом.
  • Дорогой, видимо, давно не пользовались.
  • Волка шапками не закидаешь.
  • Тощие тени ложились на мокрый снег.
  • Не жалею, не зову, не плачу…

в) Найдите соответствие (Слайд № 5)

Ученики находят соответствие типов предложений по схемам

Каждый ответ проверяется классом.

Фронтальный опрос:

Какие члены предложения называются однородными?

Какое слово в предложении называется обобщающим? Чем оно может быть выражено? Каким членом предложения может быть обобщающее слово?

После каждого ответа учитель спрашивает мнение учащихся, согласны ли они с ответами одноклассников, а также просит привести примеры из текста домашнего упражнения.

Во время фронтального опроса один ученик у доски составляет опорную таблицу: “Признаки однородных членов”.

Проверочная работа с выборочным ответом (со взаимопроверкой ).

Ученики аргументируют свои ответы примерами .

Найти предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:

Спорт , музыка ,чтение книг всегда увлекали меня.

А звёзды неожиданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.

В лесу и на полях всё было занесено снегом

Посаженные заботливыми руками деревья тополь, акация , а также дикорастущий клён зеленели приветливо и свежо.

По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

Во время работы класса два ученика выполняют индивидуальное задание по карточкам: расставляют знаки препинания, подчёркивают однородные члены, составляют схемы.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Сообщение темы. Слайд № 6 -7

Постановка перед учащимися учебной проблемы — решить, почему в первом предложении поставлена запятая между определениями, а во втором — нет:

Великолепное, ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Весеннее ласковое солнце улыбалось в ясном небе.

Обратить внимание учащихся к “Словарю урока” :

Исследователь, исследовать — подвергнуть научному изучению.

Теоретик — человек, занимающийся вопросами теории.

Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.

  1. Этап закрепления новых знаний. Слайд № 8

Группы получают задания:

“Теоретики” — составить план в виде вопросов к тексту (Приложение 1)6.

“Исследователи” – прочитать текст (Приложение 1), подобрать прилагательные, которые характеризуют предмет по цвету, размеру, вкусу, составить с этими прилагательными таблицу, сделать вывод, как характеризуют предмет прилагательные каждой колонки. Какие это будут определения? А если в предложении использовать прилагательные из разных колонок, то какие тогда будут определения? Чем однородные определения отличаются от неоднородных?

После групповой работы заслушать ответы ребят. Снова вернуться к предложениям, записанным на доске, объяснить постановку запятой.

Вывод по теме делает учитель.

  1. Этап закрепления новых знаний.

Объяснительный диктант.

Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь.

Тонкий, прозрачный луч рассекает засыпанный звёздами купол.

Подчеркнуть грамматические основы, определения, сделать вывод, однородные они или нет.

Творческая работа.

Распространить данные предложения сначала однородными, затем неоднородными определениями. При затруднении можно обратиться к карточке-ключу.

Мы встретили… зиму.( русская, снежная, мрачная, грустная)

По обеим сторонам дороги стояли … деревья.(старые, печальные, жёлтые , багряные)

Раздался … удар грома.( страшный, оглушительный, первый, весенний)

  1. Этап информации учащихся о домашнем задании.

П.- упр. 229 (провести инструктаж по его выполнению) – первый вариант7. (Приложение 2)

Для второго варианта – подобрать из произведений художественной литературы предложения с однородными и неоднородными определениями.

Подвести итоги урока.

8.Домашнее задание:

Из повести И.С. Тургенева «Ася» выписать 6-7 предложений с однородными и неоднородными определениями.

или

Написать мини-сочинение «В природе нет однообразья …» (включить предложения с однородными и неоднородными определениями.