Имена прилагательные – синонимы и антонимы

Пән/Предмет:   Русский язык                                                                                                                                                                           

Сабақ/Урок № ____                                                                                                                                                                                                                Күні/Дата: ________                                                                                                                                                                                                        

Сабақтың тақырыбы:                                                                                                                                                                                                             

 Тема урока:Имена прилагательные – синонимы и антонимы .                                                                                                                                                          Сабақтың мақсаты:                                                                                                                                                                                                                

  Цель урока:  формирование умения применять синонимы и антонимы в устной и письменной речи.                                                                                                                                                    Сабақтың міндеттері:                                                                                                                                                                       

Задачи урока:  развитие устной и письменной речи учащихся при использовании  критического мышления, через диалог ; развивать орфографическую зоркость, внимание, умение сравнивать, сопоставлять.

Воспитывать интерес к предмету воспитание аккуратности, внимательности, сотрудничества.

Сабақтың барасы:                                                                                                                                                                                                                          Ход урока:                                                                                                                                                                                              

Актуализация знаний.

1.Мотивационный момент.

Во время приветствия звучит песня «Это – столица…»

Приветствуют гостей, друг друга (в группах, взявшись за руки,).

-Вместе, дружно вы будете работать на уроке. Слушайте других. Сами будьте активны. Не забывайте о правилах работы в группах.

— Кто был внимателен, о чем была песня, которая сейчас звучала?

-В декабре жители нашего государства будут отмечать два больших праздника. Какие?

— В предверии этих праздников, я предлагаю  совершить небольшое путешествие по нашей республике.

-К любому путешествию нужно подготовиться.

Подготовка к нашему путешествию – каллиграфическая минутка и словарный диктант.

2.Актуализация знаний.

1)Каллиграфическая минутка.

Дд  Од  ди    (характеристика буквы)

Одна у человека – мать, одна у него и Родина.

— К какому литературному жанру относится предложение?

— Объясните смысл.

2)Словарный диктант.

Каждая группа заранее готовила загадку об одном из словарных слов по теме – Казахстан.

  1. Ориентировочные основы действия.

— Казахстан, наша большая Родина, какими словами можно заменить слово Родина? (Отчизна, Отечество)

-Что можете сказать об этих словах? (синонимы)

-А теперь продолжите предложения, называя слова – противоположные по смыслу.

-В ней есть большие и …….. города, высокие и … горы, бурные и … реки.

— Какими словами дополняли предложение? (антонимы)

—  Какова будет тема урока?

   Какой частью речи являлись слова, которыми дополняли предложения? (прилагательными)

-Давайте, чтобы вспомнить все об этой части речи, составим кластер

Усвоение нового материала.  

Составление постеров

«Синонимы, антонимы»

Презентация.

  1. Станция – Астана.

Конверт 1  

В ленте букв найти имена прилагательные, записать слова – синонимы с подходящими к ним существительными, определить род.

ПОМАДГРУСТНЫЙТЬБШВЕСЕЛАЯТИОЩБ
МРАПУШИСТЫЙИРАПЛЧЕСТНЫЙИГОРА

Группы оценивают работу друг друга, используя прием «Звездочка — предложение».

  1. Станция – Алматы.

 

Конверт 2.  

Работа по учебнику.

Записать слова – антонимы в Р.п.

4.Станция – Караганда.

-Название следующей станции вы узнаете, выполнив задание.

Конверт 3. 

В предложении прилагательные заменить синонимами, объяснить орфограммы.

Гор— назван так из – за ре-ких кустов карагана, которые в маленьк-м количестве растут в городе.  

— О каком городе идет речь?

Чтение с пометками на полях. (Знал, не знал, хотел бы узнать)

Составление предложений о Караганде, синтаксический разбор предложения.

В Караганде шахтеры добывают каменный уголь.

— Наше небольшое путешествие подходит к концу, возвращаемся в наш родной город.

.   Обратная связь.  

Конверт 4.

  • Рефлексия.

Продолжить предложения:

Я узнал…
Я научился…
Я понял, что могу…
Мне понравилось…
Для меня стало новым…
Меня удивило…
У меня получилось…
Я приобрёл…
Мне захотелось…
2).Домашнее задание.

  1. Написать сочинение, используя синонимы и антонимы.
  2. Составить предложения со словарными словами, используя синонимы и антонимы.
  3. Работа по учебнику.