«Любовная лирика М.Ю.Лермонтова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

 

 

 

на тему «Любовная лирика М.Ю.Лермонтова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Любовная лирика М.Ю.Лермонтова.

Цель урока: постепенное проникновение  во внутренний мир и любовную лирику М.Ю.Лермонтова.

Задачи урока:

  • вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
  • раскрыть духовный потенциал и творческое воображение учащихся
  • создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии

 

Оборудование: тексты стихотворений, тетради, компьютер, интерактивная доска.

 

Я не могу любовь определить.

Но это страсть сильнейшая! — любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.

 

М.Ю.Лермонтов

 

 

ХОД УРОКА

I Оргмомент

Сообщение темы урока (2 слайд)

Знакомство с целью и задачами урока (3 слайд)

II Знакомство с новым материалом

Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.

Любить… но кого же? На время не стоит труда,

А вечно любить невозможно…, —

размышляет лирический герой М.Ю. Лермонтова.

Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического “я”, но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.

Всякий плакал, кто любил
Любил ли он морские волны
Иль сердце женщине дарил…
(поэма “Моряк”)

Неразделенная любовь, начиная с ранних стихов и  на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни .

Осознание собственного одиночества стало причиной того, что чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу. Идейные искания и душевные тревоги Лермонтова нашли отражение в его лирике и прежде всего, в любовной лирике. А сейчас обратим внимание на эпиграф урока (слайд 2):

 

Я не могу любовь определить.

Но это страсть сильнейшая! — любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.

 

М.Ю.Лермонтов

 

—  Как вы понимаете эти слова поэта?

— Что для Лермонтова есть любовь? Какую роль играла она в его жизни? Какое место занимала в его судьбе?

–  На эти и многие другие вопросы мы ответим с вами в конце урока, а сейчас мы  начинаем знакомиться с отдельными его произведениями о любви и с теми женщинами, которым они посвящены.

 

Первая учебная ситуация

 

  1. Сообщение ученика о Е.А.Сушковой (4 слайд)

История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой — достаточно значительный «сюжет» в личной и литературной биографии поэта. Лето и начало осени 1830 г., проведенные Лермонтовым в имении Столыпиных Середникове в тесном общении с московской кузиной Сашенькой Верещагиной и её близкой приятельницей Катей Сушковой, отмечено интенсивностью творческого развития поэта: поэтические создания этой поры — заметная веха в становлении его художественной индивидуальности.

Конец 1834-начало 1835 г. — время новой встречи Лермонтова и Сушковой в Петербурге — тоже весьма значительный эпизод в творческой биографии поэта, связанный с созданием оставшейся незавершенной повести «Княгиня Лиговская». У Сашеньки Верещагиной Сушкова познакомилась с Лермонтовым, который жил также по соседству: » У Сашеньки встречала я в это время её двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой». Первоначальное их знакомство произошло, по-видимому, ранней весной 1830 г.: Сушкова помнила, как Мишель «радовался» и «торжествовал», когда получил приз на пансионском экзамене. Это было 29 марта 1830г., итак, начало увлечения пятнадцатилетнего мальчика «петербургской модницей», как шутя аттестовала Сушкову Верещагина, следует отнести к ранней весне этого года. Разница в возрасте составляла, таким образом, два года с небольшим; разница в общественном положении, предопределенная ею, была гораздо больше. » Мне восемнадцать лет, — говорит Сушкова Лермонтову,- я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы ещё стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнёте».

Прервавшееся на время знакомство возобновляется уже летом 1830 г. в Середникове. Собственно с этого времени только и можно говорить о взаимоотношениях Лермонтова и Сушковой, которые стали позже зерном любовной интриги, а теперь дали начало лирическому циклу. Именно в это время Сушкова «предсказывает» Е.А. Арсеньевой «великого человека в косолапом и умном мальчике». Первые стихи «сушковского цикла» лишены каких-либо связей с Байроном. Сушкова рассказывала, что первое стихотворение, адресованное ей, она получила от Лермонтова при отъезде из Середникова в Москву, 12 августа 1830г. Это было стихотворение «Черноокой» (Лермонтов шутливо называл Сушкову «мисс Блейк – айз»), содержавшее полупризнание в любви и как бы отмечавшее начальную фазу развивающегося чувства.

Сушкова приняла стихи благосклонно, и юный поэт поспешил откликнуться («Благодарю!…Вчера мое признанье / И стих мой ты без смеха приняла )

Со времени отъезда Сушковой из Москвы в 1830г. Лермонтов не встречался с ней до конца 1834 г. Вначале они поддерживали связи через Верещагину, но затем эти связи, по-видимому, прекратились. К началу 1830-х годов относится увлечение Лермонтова Н.Ф. Ивановой, а затем В.А. Лопухиной. Приехав в Петербург в 1832г., Лермонтов встречи с Сушковой не искал; она же была слишком занята светом и поисками выгодной партии, чтобы вспомнить о своем московском знакомом.

 

  1. Анализ стихотворения «Нищий» (5 слайд)

 

— чтение стихотворения (запись; слайд 5)

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Интересна история создания этого стихотворения. Однажды несколько семей, проводящих лето в Середникове, в том числе Арсеньева с внуком, Столыпины, Верещагины и Сушковы, отправились в Троицко-Сергеевскую лавру. На паперти стоял нищий, в руку которого кем-то был положен камень. Так возникла развернутая метафора, которую Лермонтов использует в стихотворении как символ человеческого равнодушия и глухоты.

Вот как вспоминает об этом случае сама Е.А.Сушкова: « Мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья. Умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая : «Пошли вам Бог счастие, добрые господа;  а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!»

Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола. В нетерпеливом ожидании обеда. Один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи:

У врат обители святой…»

 

— В чем особенность композиции данного стихотворения?

(стихотворение «Нищий» имеет двучастную композицию, т.е. его можно разделить на две части. В первой говорится о нищем, над которым посмеялись, а во второй – о женщине , которая жестока отнеслась к  лирическому герою)

— Какие образы обозначены в произведении? Охарактеризуйте их?

(В  ходе стихотворения вырисовываются три образа – нищего, лирические герой и героиня. Лирический герой 0 образ трагический. Это герой. Страдающий от несовершенства окружающего мира, остро ощущающий сове одиночество, несовершенство окружающего мира, разъединенность с людьми. )

— Какой прием положен в основу произведения?

(Стихотворение представляет собой развернутую метафору. Автор одновременно раскрывает сам предмет и развивает образ иносказания ).

 

Вторая учебная ситуация

 

  1. Сообщение ученика об Ивановой Н.Ф. (6 слайд)

Значительно более глубокий след в сердце поэта оставила поначалу загадочная для исследователей творчества Лермонтова “Н. Ф. И. ”. К ней относится большой цикл стихов 1830-1832гг., примерно 40 стихотворений ,так называемый «ивановский цикл».

Летом 1829-1832 гг, Лермонтов гостил в подмосковном Середнякове, имении Столыпиных – родственников со стороны бабушки. Многие стихи этих лет имеют посвящение: “Н. Ф. И. ”, “Н. Ф. И-вой”, “К. И. ”, “И-вой”. Некоторые из этих стихов вошли в драму “Странный человек”. Наталья Федоровна Иванова (1813-1875), дочь московского литератора Федора Федоровича Иванова, автора известной в те годы пьесы ” Семейство Старичковых” и трагедии “Марфа Посадница”.

Ободренный  в начале знакомства с Ивановой ее вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Их отношения окончились разрывом, что придало мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Возникают ревность, упреки в обмане, мотивы неверия в прочность женского чувства. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара, который недопустимо тратить на недостойные предметы.

Разрыв с Ивановой относится, видимо, к лету 1831 года.

Вскоре Иванова вышла замуж за офицера Н.М.Обрескова. Н.Ф.Ивановой посвящено стихотворение К* («Я не унижусь пред тобою…»)1832г. Этот итог драматических для поэта отношений, своего рода страстный монолог, построенный как обвинение отвергнувшей его возлюбленной.

В лирике поэта появляются трагические ноты, ” мотивы неверия в прочность женского чувства, ревность, укоры в обмане”, – писал В. А. Мануйлов.

В предисловии к драме “Странный человек” Лермонтов говорит: “Лица, изображенные мною, все взяты с природы, и я желал бы, чтобы они были узнаны, – тогда раскаяние, верно, посетит души тех людей”. Но раскаяние, вероятно, не посетило душу Н.Ф. Ивановой, она вышла замуж, и уехала в Курск.

Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв относится примерно к лету 1831 года. Рисуя ее портрет, он называет ее “мраморный кумир”, “бесчувственное божество”.

 

  1. Анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобою…» (1832)

К *

 Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!.. прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил;
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец! — лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?

Ты знала —  я тебя не знал.

 

—  Выразительное чтение стихотворения (учителем или заранее подготовленным учеником)

– Это стихотворение обращено к Наталье Федоровне Ивановой , в которую Лермонтов одно время был пылко влюблен.Данное стихотворение подводит итог их взаимоотношениям. В начале июня 1831 года Лермонтов несколько дней гостил под Москвой в семье покойного драматурга Ф.Ф.Иванова, в дочь которого, Наталью, девушку удивительной красоты, был без памяти влюблен. Восторженное обожание, стихотворные признания юного поэта льстили самолюбию избалованной успехом девушки, сначала она благосклонно относилась к нему. Но в последний приезд к Ивановым, в усадьбу на берегах Клязьмы, Лермонтов, в обиде на нее, пишет это стихотворение.
— Какое настроение преобладает в этом стихотворении? (чувство разочарования, неразделенная любовь, измена любимой девушки…)

— В чем обвиняет лирический герой свою возлюбленную? (Не оценила по достоинству чувство лирического героя: «Такой души ты знала ль цену?»)

— В чем он упрекает и ее, и себя?

( Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество:
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!

   А чем ты заменила их?
Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал:
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец! )
— О какой мести мечтает лирический герой? В чем наивность таких угроз?

(Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил;
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?

Наивность этих слов в том, что если возлюбленная не отвечает взаимностью, то ее это не должно огорчить)

— Охарактеризуйте лирического героя стихотворения?

(Лирический герой полон самоотверженно любви горячей любви, он готов откликнуться на чувства возлюбленной всей душой. Но все безмерные жертвы души оказываются напрасными. Герой узнает лишь «коварную измену» — та, кого он считал «ангелом», превращается в порочную женщину. Герой остается гордым и одиноким, свободным и вновь готовым к любовному порыву. Он доверчив. Он жаждет счастья)

— Какой прием положен в основу произведения?

(В основу произведения положен прием антитезы: искренняя любовь противопоставлена коварной измене, а юношеские надежды – горестному разочарованию)

— Какие выразительные средства помогают поэту передать сложное душевное состояние?

(Автор использует яркие выразительные средства, помогающие ему передать сложное душевное состояние: эпитеты («дар чудесный», «коварную измену»), метафоры («пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам», «мгновенья…я отнимал у вдохновенья», «тебе я душу отдавал»), иносказания («ангел», «бессмертие»), гиперболы («целый мир возненавидел», «я был готов…целый мир на битву звать», «и в страсти стану клясться всем»).

— Какие стилистические фигуры создают эффект взволнованности речи лирического героя, наполненной глубоким чувством?

( Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмы. В нём нет деления на строфы. Автор часто употребляет риторические восклицания и вопросы («Как знать, быть может, те мгновенья,/
Что протекли у ног твоих, _Я отнимал у вдохновенья! /А чем ты заменила их?», «Зачем ты не была сначала, /Какою стала наконец!», «Иль женщин уважать возможно, /Когда мне ангел изменил?» и др.),  анафоры: («И так пожертвовал я годы…- И так я слишком долго видел…», «Зачем так нежно обещала…- Зачем ты не была сначала…»). Все эти особенности произведения создают эффект взволнованной речи, наполненной глубоким чувством, создаётся впечатление, что стихотворение было написано на одном дыхании.)
— Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” исполнено горестным ожесточением и сожалением о напрасно растраченном жаре души. Обида, нанесенная непостоянной девушкой, не только больно ранила впечатлительного юношу, но и разрушила в нем возвышенное отношение к любви. Но все же в стихотворении звучит также устойчивый в лирике Лермонтова мотив «неизгладимости» любви: «Но слишком знаем мы друг друга, / Чтобы друг друга позабыть».

 

Третья учебная ситуация

 

  1. Сообщение ученика о Лопухиной В.А. (7 слайд)

 

Варвара Александровна Лопухина — одна из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова. как писал исследователь творчества поэта П.Висковатов, все мимолетные привязанности Лермонтова «побледнели перед глубокою и искреннею любовью, которая, начавшись в …молодые годы и пройдя через несколько фазисов, укрепилась и стала в жизни поэта светлым маяком, к коему он всегда прибегал во время тяжкой борьбы, среди житейских и душевных бурь». В 1831 поэт встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея — Варенькой.

Весной 1832 года компания молодежи с Поварской, Большой и Малой Молчановки собралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной — молиться, слушать певчих, гулять. Солнце склонялось к Воробьевым горам, и вечер был прекрасный. Уселись на длинные линейки, запряженные в шесть лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым караваном. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной. Минувшей зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на «ярмарку невест». Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. Это делало ее не похожей на московских барышень, у которых все было рассчитано: каждый жест, поза, улыбка.

Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов сделали ее мечтательной. Но эта мечтательность умерялась природной живостью, веселостью и общительностью. Свою склонность помечтать она не выказывала, а, наоборот, стыдилась как слабости. Была блондинка с черными глазами. Это придавало ей особую прелесть. Каждая перемена настроения, мимолетное чувство и мелькнувшая мысль отражались на ее подвижном лице.

В минуты внутреннего подъема оно становилось прекрасным, а порой Варенька могла показаться совсем некрасивой.

В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Она была всеобщей любимицей.

«Будучи студентом, — пишет А.П. Шан-Гирей,- Лермонтов был страстно влюблён … в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…. Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку: ей было лет пятнадцать-шестнадцать, мы же были дети и сильно дразнили ее, у ней на лбу чернелось маленькое родимое пятнышко, и мы всегда приставали к ней, повторяя: «у Вареньки родинка, Варенька уродинка», но она , добрейшее создание, никогда не сердилась. Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно, сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей»

С тех пор, как мне явилась ты,

Моя любовь — мне оборона

От гордых дум и суеты…

Она была одних лет с поэтом, и это было, между прочим, причиной многих страданий для Лермонтова, потому что Варенька по годам своим была членом общества, когда ровесник ее, Мишель, все еще считался ребенком. Характер ее, мягкий и любящий, увлекал его. Он, сопоставляя себя с нею, находил себя гадким, некрасивым, сутуловатым горбачом: так преувеличивал он свои физические недостатки.

Переезд Лермонтова в 1832 в Петербург и зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки. Однако Лермонтов не переставал интересоваться судьбой Вареньки. Вот одно из писем Лермонтова к М.А. Лопухиной, сестре Вареньки: «Мне бы очень хотелось задать вам небольшой вопрос, но не решаюсь начинать. Коли догадываетесь — хорошо, а нет — значит, если б я задал вопрос, вы не могли бы на него ответить…» На что М.А. Лопухина, мгновенно догадавшись, отвечает: «Поверьте, я не утратила способности вас понимать: Она хорошо себя чувствует, выглядит довольно веселой…»

***

Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоём!

Так поток весенний отражает

Свод небес далекий голубой

И в волне спокойной он сияет

И трепещет с бурною волной.

Будь, о будь моими небесами,

Будь товарищ грозных бурь моих;

Пусть тогда гремят они меж нами,

Я рожден, чтобы не жить без них.

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч-путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!

Души их певца не постигали,

Не могли души его любить,

Не могли понять его печали,

Не могли восторгов разделить. (1832)

 

Это стихотворение выделяется просветленным настроением. Идеальный образ любимой женщины служит поэту единственной отрадой. Однако надежда найти счастье в любви несбыточна, поэтому Лермонтов и говорит о невозможности общего пути, он предчувствует другой исход, уготованный ему судьбой.

 

Между тем молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей в 1835 году выйти замуж за Н.Ф.Бахметева, человека не молодого. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. Фамилию ее по мужу он не признавал. Посылая ей в 1840 или 1841г новую переделку поэмы «Демон», он в посвящении к поэме из поставленных переписчиком букв В.А.Б. несколько раз перечеркивает Б. и ставит Л.

Последний раз они видятся мимолетно в 1838г, когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург, а Лермонтов в это время служит в Царском Селе.

 

  1. Анализ стихотворения «Молитва» (1837) (8 слайд)

 

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред Твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

 

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

 

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.


Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

 

 

 

— Каким настроением проникнуто стихотворение?

( «Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в этом стихотворении религиозных мотивов)

— Какие образы выделяются ?

(В ходе монолога вырисовываются три образа: Божьей Матери, лирического героя и той, о которой он молится)

— Что вы можете сказать о лирическом герое?

(Внутренняя драма героя, одинокого странника с «пустынной душой», отступает перед образом героини с ее нравственной чистотой и беззащитностью перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за нее освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека.)

— Определите жанр произведения? Как это помогает автору более полно выразить идею стихотворения?

(«Молитва»  строится как монолог лирического героя – мольба о счастье любимой женщины, о ее душе, вместе с тем отвергает традиционные формы обращения к Богу с молитвой о себе).

— Какие изобразительно-выразительные средства помогают создать настроение просветленной грусти?

(Автор использует разнообразные эпитеты , помогающие создать образы мстительного недостойного героя – странника и лучшей, добрейшей и чистейшей героини :  «душу пустынную», «странника безродного», «деву невинную», «теплой заступнице», «мира холодного», «душу достойную» и т.п.). Анафора и градация в первой строфе («Не о спасении…/ Не с благодарностью…/ Не за свою молю душу пустынную…» )усиливают впечатление от искренности чувств лирического героя. А использование сложных предложений с устаревшей лексикой организуют интонации мольбы, присущей молитве).

 

Таким образом, стихотворение «Молитва» — это страстная мольба о прощении – за неуместность мстительного порыва, за неделикатность. Мольба и признание в пожизненности внушенного ею чувства, которое и любовью – то назвать нельзя: настолько оно – другое. Герой провожает благословляющим взглядом «деву невинную» вплоть до смертного ложа потому именно. Что ему с его отрицательно определившейся судьбой наверняка не предстоит участия в ее жизни, и благодать его души уже не коснется.

Здесь появляются пушкинские мотивы: только Пушкин в своей лирике столь бережно, с такой любовью и теплотой относился к миру чужой души.

В.Г.Белинский восхищался стихотворением «Молитва»:  «Сколько кроткой задушевности в тоне этого стихотворения, сколько нежности без всякой приторности, какое благоуханное, теплое, женственное чувство. Все это трогает в голубиной натуре человека; но в духе мощном и гордом, в натуре львиной – все это больше, чем умилительно…» (слайд 9)

 

 

  1. Подведение итогов

 

— Назовите адресатов любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

— В чем вы видите трагедию лирического героя? Какими причинами можно объяснить ноты скепсиса и неверия, звучащие в стихотворениях поэта о любви?

 

Белинский В.Г. о творчестве Лермонтова сказал: «Боже мой! Сколько эстетического в этом человеке! Какая нежная и тонкая

поэтическая душа в нем!» (слайд 10)

— Согласны ли вы с мнением Белинского?

 

Признавая неизбежность разлуки и обреченность земного счастья, лермонтовкий герой утверждает и необыкновенную ценность любви, и святость тех редких минут, когда он был вместе с возлюбленной.

             Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда его прекрасные произведения, его стихи.

— Какие стихотворения М.Ю.Лермонтова о любви вам особенно понравились и почему?

 

III. Домашнее задание

 

— Выучить наизусть и проанализировать любое стихотворение о любви М.Ю. Лермонтова (по выбору учащихся)