Поможем золотой рыбке
Адрова Татьяна Николаевна
воспитатель ГККП «Ясли – сад № 14»
города Костаная Республики Казахстан
специалист высшего уровня квалификации высшей категории
Конспект интегрированного занятия (развитие речи, драма, ознакомление с окружающим, художественная литература) в средней группе (4 – 5 лет)
Тема: Поможем золотой рыбке
Цель: расширять и углублять знания детей о море и его обитателях, создать условия для решения познавательных задач посредством игровых приёмов, учить узнавать знакомые сказки, сказочных героев, активизировать словарный запас, формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь), развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции
Оборудование: дорожки, сундук, золотая рыбка, золотая чешуя, разрезные картинки с изображением сказок, щука, рукавичка, атрибуты к сказке «Рукавичка», ракушки, дощечка, яйцо, клубочек, семена, игрушка зайчика, аудиозапись «Шум моря», слайды игровизор атрибуты к дидактической игре« Кто лишний»
Звучит аудиозапись «Шум моря»
— Вы узнали эти звуки? Что они вам напомнили?
— А хотели бы вы отправиться к морю?
— В этом нам помогут волшебные слова:
Раз, два, покружись,
На берегу моря очутись.
Слайд № 1 Море
— Давайте посидим на берегу моря и подышим морским воздухом. Нам здесь хорошо и спокойно.
Аудиозапись «Шторм»
— Что-то неспокойно стало наше море. Что же произошло? Посмотрите, кто к нам подплывает?
Слайд № 2 Золотая рыбка
— Из какой сказки к нам приплыла рыбка? (из сказки А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
— Что ты хотела, рыбка?
(звучит аудиозапись)
Рыбка: Помогите мне, ребята. Злая медуза заколдовала меня, забрала у меня волшебную силу – золотую чешую. Я смогу ее вернуть, если вы выполните задания, которые находятся в сундуке.
— Вы готовы помочь рыбке? А где найти это сундук?
Рыбка: Этот сундук штормом выбросило на берег. А приведет вас к сундуку дорожка из ракушек.
— Где же эта дорожка?
Задания на развитие интонационной выразительности речи:
— Послушайте и повторите слова:
Я шагаю по дорожке (логическое ударение на первом слове).
Я шагаю по дорожке (логическое ударение на втором слове).
Я шагаю по дорожке (логическое ударение на третьем слове).
Звучит музыка. Дети находят сундук.
Обращает внимание на сундук.
— Смотрите, а вот и сказочный сундук! Давайте присядем на песочек и посмотрим, какие задания нам нужно выполнить, чтобы вернуть рыбке волшебную чешую. За каждое выполненное задание мы будем возвращать рыбке ее волшебную силу – чешую.
— Посмотрим, что там лежит. Здесь лежат вещи из сказок
(достает Щуку)
— Это кто? (Щука)
— Из какой сказки приплыла к нам щука? («По щучьему велению»)
— Какие желания Емели выполняла щука?
— Как бы ты поступил, если бы оказался на месте Емели? ( я бы загадал, чтобы все люди были здоровы и счастливы, помогали друг другу, стали добрее).
— А сейчас я хочу проверить, знаете ли вы эту сказку . Давайте подойдем к столу. Рассмотрите картинки, найдите и зачеркните тех персонажей или те предметы, которых нет в сказке «По щучьему велению»
Игра« Кто лишний »
— Молодцы, вы справились с этим заданием, поэтому рыбка получает чешую.
Воспитатель достает из сундука разрезные картинки сказок.
Задание: сложите картинки и скажите, какая сказка в них спряталась.
«Кот, петух и лиса»
— А петушок какой? (любопытный, доверчивый, голосистый)
— А котик какой? (смелый, отважный, быстрый, ловкий)
«Лисичка со скалочкой»
— Какая лисичка в сказке? Правильно ли она поступила?
«Гуси — лебеди»
— Какая Маша? Как вы думаете, почему она смогла спасти Иванушку?
«Колобок»
— А лисичка какая в сказке? (хитрая, лукавая, рыжая, пушистая)
— Каким голосом говорила лиса в сказке?
Инсценировка отрывка сказки «Колобок» ( встреча колобка с лисой)
Дети прикрепляют к рыбке чешую.
Воспитатель достает из сундука рукавичку.
— Что это?
— Из какой сказки этот предмет?
Слайд № 3 иллюстрация к сказке «Рукавичка»
— А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная)
— А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)
— А что еще делают из ниток и ткани?
— Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее) .
— А кто жил в рукавичке?
— Почему они там жили?
— Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке.
(ребенок выбирает себе маску из сказки «Рукавичка»):
— Ты кто? Как тебя зовут? Где ты живешь? Чем питаешься? Что любишь делать? Кого ты боишься? С кем ты дружишь? (ребенок отвечает от имени животного)
— Молодцы. Давайте прикрепим к рыбке еще одну золотую монетку.
А теперь мы немножко отдохнем!
Физкультминутка « Морские обитатели»
Воспитатель достает из сундука иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят»
— Как называется эта сказка?
Слайд № 4 сказка «Волк и семеро козлят»
— У мамы Козы было трое козлят? (нет семеро)
— Почему козлята попали в беду? (были непослушными)
— А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый)
— А какая была мама Коза? (добрая, заботливая)
— А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес?
(метод «Хорошо-плохо»: хорошо — поест, козлятам будет молоко, плохо — оставляла козлят одних)
— И с этим заданием вы справились. Давайте еще одну чешуйку прикрепим к рыбке.
Дидактическая игра «Кто чем будет»
Воспитатель достает из сундука :
Дощечка – избушкой на курьих ножках, теремом.
Яйцо – курочкой Рябой.
Клубочек – рукавичкой.
Дети прикрепляют к рыбке волшебную чешую.
— Но вот сундук наш опустел. Вы слышите, что море вновь стало спокойным.
Слайд № 5 Спокойное море
Аудиозапись «Шум моря»
На экране появляется рыбка.
Рыбка: Спасибо вам, ребята, за то,что вы вернули мне волшебную силу. Я хочу подарить вам частичку моря – ракушку. Она не простая, а волшебная. Если ее приложить к уху и загадать желание, то оно обязательно исполнится. До свидания, ребята! Мне пора возвращаться.
— Наше путешествие подходит к концу. Мне с вами было очень весело и интересно. А теперь давайте вновь произнесем волшебные слова:
Раз, два, покружись,
В детском саду очутись.
(звучит музыка, дети выполняют движения)
— Давайте вспомним, где мы с вами побывали. А что делали? Что вам понравилось больше всего?