Обстоятельство

Обстоятельство

Цели урока:

— познакомить учащихся с обстоятельствами, формировать умение различать виды обстоятельств по значению, определять способ их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности;

— способствовать развитию мыслительных операций, развивать умения логически излагать свои мысли, умения выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать, развивать орфографическую зоркость, зрительную память, каллиграфию;

— воспитывать интерес к изучению русского языка;

— прививать любознательность, самостоятельность, сознательное отношение к учебной работе.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Методы обучения: педагогическая технология уровневой дифференциации обучения Ж.А. Караева, элементы критического мышления.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, учебник «Русский язык для 6 класса», схемы, карточки, тест, текст по региональному компоненту, перфокарты, маршрутный лист, листы учета на каждого ученика.

Эпиграф: Капля камень точит.

Ход урока:

I.Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

 

II.Психологический настрой

Ребята, я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх (хорошо) или опуская большой палец вниз(плохо). Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием «Во!».

— Какие у вас друзья?

— А школа?

— А учителя?

— Класс?

— Как ваши дела?

— Как настроение?

Учащиеся отвечают на все вопросы положительно.

— Молодцы! Я рада за вас. Хочу предложить девиз урока, который появляется на интерактивной доске.

 

Знания зовут, а дела не ждут!

 

— Не забывайте и об эпиграфе урока. В конце урока мне скажете, как вы поняли смысл пословицы «Капля камень точит».

III.Блиц-турнир

Микроцель: проверить теоретические знания, полученные на предыдущих уроках.

  1. Грамматическая основа – это…подлежащее и сказуемое.
  2. Подлежащее – это…главный член предложения.
  3. Сказуемое – это…главный член предложения.
  4. Второстепенные члены предложения – это…дополнение, определение, обстоятельство.
  5. Второстепенные члены предложения поясняют …главные или другие второстепенные члены предложения.
  6. Косвенные падежи – это…все падежи, кроме именительного.

 

Вывод: Молодцы, ребята! Вы отлично прошли пограничный контроль.

 

IV.Слово учителя

Микроцель: познакомить учащихся с новой темой.

Сегодня мы познакомимся с еще одним второстепенным членом предложения – обстоятельством. Я думаю, ваш богатый жизненный опыт подсказывает вам, что обстоятельства в жизни бывают разные. И когда обстоятельство не очень приятные, вам задают очень много вопросов: где? откуда? почему? зачем? когда? Вот и этот второстепенный член предложения – обстоятельство – отвечает на множество разных вопросов, которые задаются чаще всего от сказуемого.

Запомнить вопросы, на которые отвечает второстепенный член предложения обстоятельство, вам поможет небольшое стихотворение (на интерактивной доске запись появляется):

 

Семь вопросов – просто чудо!

Их запомнить просто так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

 

Обстоятельство может обозначать место, время, причину, цель, образ действия, степень признака.

 

V.Самостоятельная работа

Микроцель: прочитать правило на стр.164 (или на интерактивной доске), учить самостоятельно делать вывод.

 

     Обстоятельство – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Когда? Как?

Обстоятельство обозначают место, время, способ действия, причину и относятся чаще к сказуемому.

Обстоятельство обычно выражаются наречиями, существительными в косвенных падежах, местоимениями в косвенных падежах.

Например: Тропинка спустилась вниз. (наречие)

Сенокос запоздал из-за дождей. (сущ. с предлогом)

 

  1. Работа с таблицами

По значению, которое выясняется вопросом, обстоятельства делятся на следующие основные виды:

           Второстепенный член предложения — ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
    Виды обстоятельств             Вопросы             Примеры
        Места Где? Куда? Откуда? И хорошо мне здесь. Он смотрит вдаль. С горы бежит поток.
        Времени Когда? Как долго? С каких пор? С какого времени? Однажды он зашел ко мне. От восхода до заката жизнью улицы кипят.
        Причины Почему? Отчего? По какой причине? От жары и духоты книзу клонятся цветы.
       Образа действия и                    степени Как? Каким образом? В какой степени? Снег падал медленно и бесшумно. Место оказалось совсем неудачным.
         Цели Зачем? Для чего? С какой целью? Он пошел в магазин за медом.
      Обстоятельства выражаются: наречиями, местоимениями в косвенных падежах, существительными в косвенных падежах, с предлогами, без предлогов.

 

      Различаем члены предложения. Предлог К + дательный падеж
Куда? – Обстоятельство

Я иду к столу.

К кому? – дополнение

Он подошел к другу.

 

VII. Работа с текстом

Микроцель: учить читать выборочно; определять от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов, какими членами предложения являются выделенные  слова.

 

     Вечером школа удивительно изменилась.

Какой-то дерзкий веселый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот.

Он безжалостно изгнал из школы все задачи и правила. Запер в темных комнатах парты, доски и таблицы. Хозяевами школы он сделал ребят.

Школьный звонок не прикрикивал на ребят, а учтиво приглашал их в актовый зал.

Когда ребята расселись, в зале погасли лампочки. В темном занавесе появился просвет, словно кто-то разрезал занавес на две половинки.

В просвет шагнул черноглазый старшеклассник Асхат.

— Начинаем концерт! – громко и без акцента объявил он.

 

VIII. Выборочное чтение

Микроцель: учить правильно находить нужные предложения, выразительно читать.

— Что произошло вечером?

— Кто совершил переворот?

— Что он сделал?

— Что запер он и где?

— Кто стал хозяином школы?

— Как  «вел» себя школьный звонок?

— Что погасло в зале, когда?

— Что появилось в занавесе?

— Кто шагнул в просвет?

— Что он сказал?

 

  1. Конкурс

Микроцель: озаглавить текст; найти предложение, которое раскрывает главную мысль текста.

Укажите, от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов.

Какими членами предложения являются выделенные слова?

Озаглавьте текст, определите главную мысль, стиль и тип речи.

 

Х. Допиши быстро и точно

Микроцель: учить быстро и точно дописывать формулировки, развивать логическое мышление.

Члены предложения бывают … и… .

… предложения – это … . Отвечает на вопросы Кто? Что?  Чаще всего выражено … .

… предложения – это … . Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Чаще всего выражено … .

Остальные члены предложения являются … .

Второстепенные члены предложения – это …,…,… .

Дополнение отвечает на вопросы … … .

Обстоятельство – это … предложения, который отвечает на вопросы …?…?…?

Обычно обстоятельство относится к … .

Обстоятельство выражается …, … или … .

 

  1. Переводчик

Микроцель: учить правильно переводить слова с русского языка на казахский.

Вечером — …

Безжалостно — …

В комнатах — …

В занавесе — …

Громко — …

 

XII. Цифровой диктант

Микроцель: учить различать виды обстоятельств, распределять по группам.

 

Обстоятельства времени Обстоятельства места Обстоятельства причины
     

 

  1. из-за дождя отменили; 2. завтра поймет; 3. в Алматы прибыл; 4. вследствие болезни отстал; 5. в течение дня вспомнил; 6. плыла по реке; 7. по причине опоздания не впустили; 8. минуту спустя уснули; 9. дует со всех сторон;      10. после объяснения понял; 11. из-за отсутствия времени; 12. на крыше дома находится.

 

XIII. Промежуточный контроль

Микроцель: развивать умение анализировать, объяснять понятия и классифицировать, определять виды обстоятельств.

  1. Обстоятельство цели отвечает на вопросы:

А) зачем? для чего?

Б) при каком условии?

В) где? куда? откуда?

  1. Обстоятельство времени отвечает на вопросы:

А) при каком условии?

Б) как? каким образом?

В) когда? как долго? с каких пор?

  1. Обстоятельство образа действия отвечает на вопросы:

А) где? куда? откуда?

Б) как? каким образом?

В) при каком условии?

 

 

  1. Обстоятельство причины отвечает на вопросы:

А) как? каким образом?

Б) как долго? с каких пор?

В) почему? отчего?

  1. Обстоятельство выражается:

А) существительными в косвенных падежах, наречиями,                   местоимениями в косвенных падежах;

Б) существительными в именительном падеже;

В) прилагательными и глаголами.

  1. Обстоятельство обычно относится:

А) к глаголу-сказуемому;

Б) к подлежащему;

В) к любым членам предложения.

 

XIV. Самооценка

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

 

  1. Рефлексия

Что вы делали на уроке?

Как вы это делали?

Зачем вы это делали?

 

XVI. Домашнее задание

Написать небольшое сочинение «Обстоятельство».

Выписать из художественного текста по два обстоятельства на все виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя прилагательное

Цели урока:

— расширить знания, умения, навыки об имени прилагательном;

— формировать умения и навыки, согласовать имена прилагательные с существительными, к которым они относятся;

— развивать речь, обогащать словарный состав учащихся;

— учить различать типы речи;

— воспитывать интерес к искусству.

 

Лексическая тема: Что мы знаем об искусстве.

Оборудование: показ слайдов с таблицами, с заданиями, с иллюстрациями на интерактивной доске, учебник 5 кл. «Русская речь».

Типы урока: объяснение новой темы.

Вид урока: урок-соревнование.

Межпредметная связь: ИЗО, музыка, литература.

Ход урока:

     I.Организационный момент

Психологический настрой учащихся на урок.

Целевая установка и оформление тетради.

Сегодня на уроке вы узнаете для чего нужны имена прилагательные, от какой части речи они зависят, и как они изменяются.

 

II.Словарная работа

Но сначала поработаем с существительными.

Запишите словарные слова: искусство, композитор, опера.

Запомните, как они пишутся.

Скажите, к какой части речи относятся словарные слова?

Назовите одушевлённые существительные?

Эти существительные нарицательные или собственные?

 

III.Представление команд и жюри

Ребята, у нас три команды: «Актёры», «Певцы», «Художники».

Ответ учеников каждой команды оцениваются баллами.

Верный -10б.;не совсем неточный или неполный ответ – 7б;неверный – 4б.

Поприветствуем жюри.

Победителем станет самая дружная, активная, дисциплинированная команда.

Итак, слушаем задание.

 

     IV.Склонение существительных

Укажите род, число существительных просклоняйте их (нужно дописать окончания).

 

 

Работа у классной доски.

 

    «Художники»       «Певцы»       «Актеры»
       Падеж       Ср.р., ед.ч.      М.р., ед.ч.        Ж.р., ед.ч.
Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Искусство

Искусств…

Искусств…

Искусств…

Искусств…

Об искусств…

Композитор

Композитор…

Композитор…

Композитор…

Композитор…

О композитор…

Опера

Опер…

Опер…

Опер…

Опер…

Об опер…

 

Устно подобрать к данному слову имя прилагательное. Например: изобразительное искусство, великий композитор, известная опера.

 

  1. Беседа по вопросам
  2. Несколько дней шёл снег. Теперь вся земля покрыта снегом. О чём я вам сообщила? Можете ли вы представить какой снег? Нет. Нет точности и выразительности.
  3. А какие слова вы бы добавили, чтобы более образно представить какой снег? Несколько дней шёл крупный, красивый снег. Вчера шёл большими, пушистыми хлопьями снег. Теперь вся земля покрыта серебристым снегом. Теперь вся земля покрыта белоснежным одеялом.
  4. Какие вы слова добавили? Имена прилагательные.
  5. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Какой? Чей?
  6. Какая у нас речь без имени прилагательного? Сжатая, скучная, невыразительная.

 

VI.Работа с флипчартом

Показ слайда «Как изменяются имена прилагательные».

Посмотрите на опорную схему.

 

                                         Имя прилагательное

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие?

Запомните! Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.

Зависят от существительных: ставятся в том же падеже, роде, числе, что и существительные, к которым они относятся.

В предложении являются определениями или сказуемыми.

Имена прилагательные делают нашу речь точной и выразительной.

 

VII.Работа с таблицей

Допишите окончания прилагательных. Каждой команде дается по 2 словосочетания.

Выделите окончание прилагательных, укажите род, число.

Обратите внимание – прилагательные согласуются с существительными в роде, числе.

                  Единственное число      Множественное число
М.р. Ср.р. Ж.р.
Какой? Какое? Какая? Какие?
-ой, -ий, -ый -ое, -ее -ая, -яя -ые, -ие

 

Музыкальн… инструменты, зимн… утро, красив… цветы, снежн… королева, далек… страны, снежн… дворец.

 

VIII.«Соедини верно»

Соедините прилагательное с существительным, к которому оно относится.

Музыкальный – школа, вечер, произведение

     Художественный – гимназия, фильм, произведение

     Театральный – сезон, пора, искусство

На какой вопрос отвечает данное прилагательное?

В каком роде стоит прилагательное?

В каком числе стоит прилагательное?

 

IX.Музыкальная инсценировка

А теперь каждая команда покажет свои способности в роли актёра, певца, художника.

Команда «Актёры» разыгрывает эпизод из сказки «Бременские музыканты».

Команда «Певцы» исполняет отрывок из песни «Если с другом в путь» под музыку Владимира Шаинского.

Команда «Художники» рисует под динамичную музыку весёлого человечка.

 

X.«Мастера искусств Казахстана»

После музыкальной разминки ребята каждой команды называют известных мастеров искусств Казахстана.

«Актёры»: А.Кашаубаев, М.Ержанов, Ш.Айманов, К.Кенжетаев, А.Умирзакова и др.

«Певцы»: Р.Багланова, Е.Серкебаев, Б.Толегенова, Е.Хасангалиев, Р.Рымбаев и др.

«Художники»: Х.Наурызбаев, А.Кастеев, Ш.Ниязбеков, М.Кенбаев, С.Романов и др.

 

XI.«Тонкие вопросы»

Вопросы спрятаны за полосками. Ученик каждой команды выбирает по 1 вопросу и быстро отвечает.

  1. Какая часть речи делает нашу речь точной и выразительной?
  2. На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
  3. Что обозначает имя прилагательное?
  4. Изменяются ли имена прилагательные по родам, числам, падежам?
  5. Сколько в русском языке падежей?

 

XII.«Толстые вопросы»

  1. Что такое текст-описание?
  2. Почему текст «Что такое искусство?» является рассуждением?
  3. Назовите семь чудес света.
  4. Как вы думаете, для чего нужны имена прилагательные?
  5. Какую группу предложений мы называем текстом?

 

XIII.Итоги урока:

Итак, ребята, о чём мы говорили на уроке?

Что интересного узнали?

 

XIV.Домашнее задание

  1. Составить рассказ по выбору.
  2. Упр.299 (без творческого задания).
  3. Списать 297 упражнение, подчеркнуть прилагательные.

 

XV.Подведение итогов

Комментирование оценок.

Жюри выявляет команду-победителя.