«Синтаксис и сложные случаи пунктуации»

Отдел образования акимата Кордайского района

 

КГУ СШ №3 имени А.Кунанбаева

 

Утверждаю                                                                           Согласовано

Директор школы                                                                Методист РМК

_____________                                                                    _____________

Ч.К. Саурукова                                                                   С. К. Тобышакова

 

 

 

 

 

 

 

Программа элективного курса

по предмету «Русский язык»

 

 

 

«Синтаксис и сложные случаи пунктуации»

 

11 «Ә» класс

с казахским языком обучения

(общественно-гуманитарное направление)

 

2017-2018 учебный год

 

 

 

 

Учитель : А.Т Керуенбаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

село Кордай

 

Пояснительная записка

 

     Русский язык издавна служил средством межнационального общения и сотрудничества и стал общепризнанным мировым языком.

Выпускнику, который, наряду со своим родным, хорошо владеет русским языком, будет намного легче адаптироваться в будущей профессиональной сфере, т. к. грамотная письменная и устная речь – неотъемлемая часть общей культуры каждого человека.

Русский язык довольно сложен и многогранен, в нём много исключений из общих правил, что и вызывает определённые трудности у детей с казахским языком обучения. И очень часто на уроках элементарно не хватает времени для того, чтобы поподробнее остановиться на некоторых сложных моментах или дать какую-либо дополнительную информацию.

     Задача курса – дать учащимся дополнительную информацию о сложных случаях пунктуации русского языка.

     Цель курса – расширить представление о синтаксисе русского языка.

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся старших классов. Он охватывает весь теоретический материал по синтаксису русского языка. Особый упор будет делаться на сложные случаи пунктуации.

Способ построения программы – линейный: новые знания основываются на уже известном материале, что позволит существенно сэкономить учебное время.

Будут преобладать методы словесный, наглядно-иллюстративный, поисковый; формы работ – коллективная, групповая, индивидуальная, дифференцированная.

 

   Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Учащиеся должны знать:

— Основные признаки главных и второстепенных членов предложения;

— Способы осложнения простого предложения;

— Случаи обособления членов предложения;

— Типы ССП, СПП и СБП.

— Способы передачи чужой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание элективного курса

«Синтаксис и сложные случаи пунктуации»

 

1.Словосочетание.(2 часа)

Согласование. Управление. Примыкание.

 

  1. Типы предложений по цели высказывания.(1 час)

Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Эмоциональная окраска предложений.

 

  1. Главные члены предложения. (4 часа)

Выражение подлежащего. Сказуемое и его виды. Тире между подлежащим и сказуемым.

 

  1. Предложения по наличию главных членов предложения.

(2 часа)

Двусоставные и односоставные предложения. Неполные предложения.

 

  1. Предложения с однородными членами. (3 часа)

Знаки препинания между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами.

 

  1. Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения. (6 часов)

Обособление определений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. Обособленные приложения и дополнения. Обособление обстоятельств. Уточняющие обстоятельства. Сравнительные обороты.

 

  1. Вводные слова, обращения и междометия. (2 часа)

Вводные слова и предложения. Обращение. Междометия и слова-предложения ДА и НЕТ.

 

  1. Сложносочинённые предложения с союзами. (2 часа)

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

  1. Сложноподчинённые предложения. (3 часа)

СПП с одним придаточным. Замена придаточного предложения причастным и деепричастным оборотами. СПП с двумя или несколькими придаточными.

 

  1. Бессоюзные сложные предложения. (3 часа)

Запятая и точка с запятой в СБП. Двоеточие и тире в СБП.

 

  1. Сложные предложения с разными видами связи. (2 часа)

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

 

  1. Прямая и косвенная речь. (2 часа)

Прямая речь. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

 

  1. Многоточие. (1 час)

 

  1. Резервный урок. (1 час)

 

 

 

 

 

Тематическое планирование.

 

 

 

       Тема

             и

   содержание.

 

Кол.

часов.

Сроки   Формы

        и

   методы

Образовательный

         продукт.

 

Примеча-

       ния.

 1. Словосочетание.   1 ч.   Практикум Уметь отличать

словосочетания от

предложений.

 
 2. Способы связи

слов в

словосочетании.

  1 ч.   Сравнительный

анализ.

Знать три способа

связи слов в

словосочетании.

 
 3.         Типы    предложений

по цели

высказывания.

  1 ч.    

Лекция.

Уметь различать

типы

предложений

по цели

высказывания.

 
 4.  Главные члены

предложения.

Выражение

подлежащего.

  1 ч.    

Практикум.

    Уметь верно

определять

выраженность

подлежащего.

 

 
 5.    Сказуемое.

Простое

сказуемое.

Составное

глагольное

сказуемое

  1 ч.    

Практикум.

    Уметь верно

определять

выраженность

сказуемого.

 
 6.    Составное

именное

сказуемое.

   1 ч.      Практикум. Уметь определять

виды сказуемых.

 
 7.   Тире между

подлежащим и

сказуемым.

   1 ч.         Анализ.

Наблюдение.

    Знать случаи

постановки тире

между

подлежащим и

сказуемым.

 
 8.   Особенности

строения

полных и

неполных

предложений

   1 ч.        Анализ.

Наблюдение.

  Уметь отличать

полные предложения от

неполных.

 
 9. Односоставные

предложения.

   1 ч.      Практикум.      Знать типы

односоставных

предложений.

 
10.        Знаки

препинания

между

однородными

членами

предложения.

   1 ч.    

 

Практикум.

   Знать случаи

постановки знаков

препинания при

однородных

членах

предложения.

 

 

 
 11.  Однородные и

неоднородные

определения.

   1 ч.   Сравнительный

анализ.

 Знать постановку

знаков

препинания при

определениях.

 

 
 12. Согласование в

предложениях

с однородными

членами.

   1 ч.    

Практикум.

Верно употреблять

число сказуемых,

определений и   существительных

при нескольких

однородных

членах.

 
 13.   Обособление

определений.

   1 ч.      Анализ и

наблюдение.

   Знать случаи

обособления

определений.

 
  14.    Построение

оборотов  с

распростр-ми

определениями,

выраженными

причастиями и

прилагат-ми.

   1 ч.    

 

Практикум.

Уметь правильно

строить

предложения с

оборотами.

 
 15. Обособление

приложения и

дополнения.

   1 ч.    

Практикум.

  Знать случаи

обособления в

предложениях

приложений и

дополнений.

 
 16.  Обособление

обстоятельств.

   1 ч.   Сравнительный

анализ.

   Знать случаи

обособления

обстоятельств.

 
 17.   Уточняющие

обстоятельства.

   1 ч.      Практикум. Уметь различать

обстоятельства с

уточняющим

смыслом и

ставить знаки

препинания.

 
 18. Сравнительный

оборот.

   1 ч.   Сравнительный

анализ.

   Знать случаи

обособления

сравнительных

оборотов.

 
 19. Вводные слова и

предложения.

   1 ч.      Практикум.         Усвоить

смысловые

оттенки

вводных слов и

предложений.

 
 20.   Обращение.

Междометия

и слова-

предложения

ДА. НЕТ.

   1 ч.    

Практикум.

        Знать об

обособлении

обращений и

междометий в

предложениях.

 
 21.     Сложные

предложения

   1 ч.    

Практикум

   Уметь отличать

простые

предложения

от  сложных

 
 22.      ССП.  Знаки

препинания

в ССП.

   1 ч.    

Практикум

       Усвоить

постановку знаков

препинания в

ССП.

 
 23.   СПП. СПП с

одним

придаточным.

   1 ч.    

Лекция

Уметь определять

тип придаточного.

 
 24. СПП с двумя

или

несколькими

придаточными

   1 ч.    

 

Практикум

Усвоить три

основных типа

СПП

с несколькими

придаточными

 
 25.     Некоторые

недочёты и

ошибки в

построении

СПП

   1 ч.    

Практикум

     Указать на

наиболее часто

встречающиеся

ошибки в

построении СПП

 
 26.    Бессоюзные

сложные

предложения.

Запятая

и точка

с запятой в БСП.

   1 ч.    

Практикум

       Усвоить

смысловые

отношения БСП.

Знать, в каких

случаях в БСП

ставится . и ;

 
 27.  Двоеточие и

тире в БСП

   1 ч.        Анализ.

Наблюдение.

 Знать, в каких случаях в БСП ставится : и — .  
 28.  СП с разными

видами связи.

   1 ч.    

Практикум

 Знать типы связей

в сложных

многочленных

предложениях

 
 29.         Знаки

препинания в

СП с разными

видами связи.

   1 ч.    

Практикум

       Усвоить

постановку знаков

препинания

в СП с разными

видами связи

 
 30.    Прямая речь    1 ч.    

Практикум

        Усвоить постановку знаков

препинания

 
 31.  Косвенная речь.

Замена прямой

речи косвенной.

   1 ч.    

Практикум

  Уметь заменять

прямую речь

косвенной.

 
 32.   Цитата. Знаки

препинания при

цитатах.

   1 ч.    

Практикум.

        Усвоить

постановку знаков

препинания при

цитатах.

 
33.   Многоточие.    1 ч.        Анализ.

Наблюдение.

   Знать, в каких

случаях в конце

предложения

ставится

многоточие.

 

 

1 час резервный.                                                              Итого 34 часа.

 

 

 

 

 

Используемая литература:

Для учителя:

  1. А. В. Текучев «Грамматический разбор в школе».
  2. В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы».
  3. Д. Э. Розенталь «Справочник по пунктуации»

 

Для ученика:

  1. В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова «Русский язык».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа обсуждена на заседании МО

протокол №_____ «___» _______

руководитель МО_____________

 

Программа обсуждена и утверждена на ПС

протокол №_____ «___» _______