СЕМЬЯ:  ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

План  урока самопознания

 

 Школа: СШ№2

Дата: ____­­­­­­­­­­­­­_

Урок №9

Тема: СЕМЬЯ:  ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

Ценность: любовь

Качества: отношение к жизни с любовью, умение правильно использовать время жизни, бескорыстное служение обществу, социальная и гражданская ответственность

Педагог: Гончаренко М.В.

Класс: 10

 

Цель: углубление представлений учащихся о важности постижения семейных корней

Задачи:

·        расширить знания о   семейных ценностях;

·        развить навыки изучения истории семьи;

·        воспитывать ответственное отношение к сохранению семейных ценностей.

Методы: беседа, релаксация, рисование, демонстрация, игра.

Ресурсы

Аудиозапись приятной мелодии для позитивного настроя, презентация к уроку, цветные карандаши, фломастеры, лист бумаги, наклейки, семейная фотография.

Ход урока:

1.Орг.момент. Позитивный настрой.

Учителем произносятся следующие слова:

Я так люблю себя,

Что я могу любить тебя,

И ты начнешь любить себя

И сможешь полюбить меня.

Говорится всем ученикам и отдельно для концентрации внимания отвлекающимся.

( концентрация на свете)

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь, пожалуйста, закройте глаза.

 Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается , лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

   Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются.   Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

  Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду  и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотьреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

  Свет становится все интенсивнее и ярче и выходитза пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится  на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: « Я в свете… Свет внутри меня… Я есть Свет»  Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

  Теперь поместите этот свет  снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная светом, находится  в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Анализ хода урока
2.Проверка домашнего задания:

Родной очаг, За все прости меня. За то, что о корнях Я забываю. Все получил от твоего огня И ничего в ответ Не возвращаю. В степь ухожу, Там на исходе дня Своих семь предков Я не называю. И ничего почти О них не знаю, Но в сумерках

Спешу на храп коня. Здесь мой аул, Могила здесь отца. Начало — здесь. И нет ему конца. И этот путь

Продолжен будет мной: Встречать людей, Стихи дарить, И — жить! Судьбой

Народу своему служить. Благословляет степь: — Иди, сын мой!

Чтение наизусть или выразительное чтение стихотворения «Родной очаг» Бахытжана Канапьянова в рубрике «Чтение»

•               Как вы понимает смысл выражения «родной очаг»?

•               Как еще называют семью?

•               Почему юноша стремится познать историю семьи, ставшей ему родной?

Мы сейчас определим, какие бывают семьи,
необходимо придумать прилагательные к слову «семья»

1. «с»- счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная….
2. «е»- единая, единственная, единомыслящая….
3. «м»- маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная
4. «я»- ясная, яркая…

 
3.Позитивное высказывание (цитата)(7 мин)

Жизнь семьи — дело, длящееся весь век, без перерывов и отпусков; дело живое ,творческое, хитроумное; дело, дающее пищу уму и сердцу, но и развивающееся, растущее и крепнущее лишь тогда, когда в него вкладывается ум, сердце и огромный труд. Порядочность, честность, верность долгу, самоотверженность и доброта, мужественность и сердечность — качества, воспитывающиеся в семье.

 

Звучит песня Антона Бельского «Про семью».

 
4. Рассказывание истории (беседа).

Прочитайте пословицы и поговорки разных народов о семье  (слайд №10). Какие из заповедей кажутся вам наиболее актуальными в наши дни?

Человек без семьи что соловей без леса.(казахская)                            

-Не растет трава без корней.(бурятская)                                                        

-Что посеяно отцами- пожнут сыновья.(азербайджанская)             

-Кто не имеет брата- обнимет палку.(кабардинская)                        

-От плохого семени- плохой плод.(таджикская)                                              

-Сырое дерево гни, пока не высохнет, ребенка учи в свое время.(хакасская)                

-Хочешь жениться на девушке- сначала познакомься с ее матерью.(татарская)       

-Кто свою мать уважает, чужую не обругает(азербайджанская)  

-Дочка ягодки ела, а у матери оскомина(русская)                                

-Когда предложили принести самую красивую вещь, мать привела своего сына.(чеченская)                                                                            

-Куда мать, туда и дочь.(латышская)                                                   

-Бездетная плакала, и мать плохих детей плакала.(осетинская)       

-Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи.(адыгейская)                

Какая из этих пословиц вам кажется самой главной, несущей основной смысл?

 

10.Притча к пословице: «Где нет хороших стариков там нет хорошей молодёжи» (Адыгейская)        (слайд №11)                          Давным-давно в одной стране жил падишах, который решил избавиться от стариков. Он думал, что если не будет стариков, то его царство будет процветать. Падишах приказал отвезти всех старых людей на один остров, но один молодой человек не послушался приказа и оставил своего отца дома, спрятав его. И вот на царство начали готовиться наступать соседнее государство. Падишах созвал весь народ, чтобы спросить совета. Молодой человек спросил совета у своего мудрого отца. Тот ответил, что лучше всего наладить дружеские отношения с воинственным государством. Худой мир лучше доброй ссоры. Падишах так и поступил.   Второй раз случилось несчастье: в падишахском саду  стала прилетать чудо красивая птица и клевать царские яблоки и после этого петь сладким голосом. Падишах приказал поймать птицу посадить в клетку и давать яблок ей вдоволь, чтобы только она пела для него. Но птица петь перестала и стала чахнуть. Падишах собрал народ и спросил , что же ему делать, ведь птица вот вот умрет. Молодой человек спросил совета у своего отца, и тот ему сказал: как только падишах птицу отпустит, она снова будет петь песни. Только на свободе любое существо проявляет чувство радости. Падишах так и сделал и птица снова стала петь песни.  Падишах пригласил к себе молодого человека и спросил его: откуда ты можешь давать такие мудрые советы? И молодой человек повинился и сказал, что он ослушался приказа и оставил своего отца дома. Вот он и дает ему мудрые советы. Тогда падишах понял, что лишая страну стариков, он лишил ее мудрости и накопленного опыта.

11.вывод (слайд №12).

 

Человек не может прожить жизнь не опираясь на опыт своих предков. Без уважения к старшим нет правил и законов для младших.

 

Вывод: Дом — МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО , ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО .

 

Проблемы урока обозначены в вопросах беседы:

1.            Какие ценности являются главными в современной семье?

2.            Назовите семьи, которые вызывают у вас уважение. Каковы главные достижения членов этих семей?

3.            Чем вы особенно гордитесь в вашей семье?

4.            Нужно ли знать историю своей семьи? Почему?

                      

Подарок  учителя
 

5.Творческая деятельность, групповая работа.(15мин)

СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ СТРОИТЬ ДОМ СВОЕЙ СЕМЬИ.  1 группа:

Запишите 3 ценности, которые являются главными в семье? современной? какие ценности в семье большинство считает главными.

Каждый ученик пишет на отдельном листке 3 главные ценности успешной семьи. Наиболее часто повторяющиеся вывешиваем на доску  (слайд №14).

 

любовь

дети                             СЕМЬЯ               доверие

внимание

уважение

терпимость

 

2 группа:

Учащимся предлагается выбрать, которые необходимо для прочной семьи и построить из кирпичей дом: любовь, милосердие, трудолюбие, вера, умение прощать, насилие, взаимопонимание, предательство, умение слушать и говорить, умение светиться, конфликты, нежность, эгоизм, измена, холод, одиночество, защита, уважение, семейные традиции, поддержка, преданность, забота, …
Анализ работы.

 

 
6.Групповое пение

Песня Андрея Бельского «Семья»

 
7.Домашнее задание.(1мин)

1. Изучите свою родословную. С этой целью обратитесь к семейным фотографиям, архиву, задайте вопросы об истории семьи своим старшим родственникам.

2. Составить коллаж на тему: «Что необходимо, чтобы семья была успешной».

 
8.Заключительная минута тишины.(1 мин)

Учитель:

В семейном кругу мы с вами растем

 Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

 Основа основ – родительский дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

План  урока самопознания

 

 Школа: СШ№2

Дата: ___­­­­­­­­­­­­­­­__

Урок №10

Тема: СЕМЬЯ:  ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

Ценность: любовь

Качества: отношение к жизни с любовью, умение правильно использовать время жизни, бескорыстное служение обществу, социальная и гражданская ответственность

Педагог: Гончаренко М.В.

Класс: 10

Цель: углубление представлений учащихся о важности постижения семейных корней

Задачи:

·        расширить знания о   семейных ценностях;

·        развить навыки изучения истории семьи;

·        воспитывать ответственное отношение к сохранению семейных ценностей.

Ресурсы

Аудиозапись приятной мелодии для позитивного настроя , презентация к уроку, цветные карандаши, фломастеры, лист бумаги, наклейки, семейная фотография.

Ход урока:

1.Орг.момент. Позитивный настрой.

Концентрация на дыхании.

Учитель: Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на ды­хание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдо­хе будем выдыхать из себя все беспокойства.

Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени.

Вдо-о-ох…, вы-ы-ыдох… (9-10раз, медленно)

Анализ хода урока
2.Проверка домашнего задания:

Защита коллажей на тему: «Что необходимо, чтобы семья была успешной».

 
3.Позитивное высказывание (цитата)(7 мин)

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитание  детей — взаимно отношения мужа и жены отца и матери.

В.А, Сухомлинский.

Без равенства нет брака в самом деле. Жена исключение из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, экономия , нянька, но не в полном,благородном значении слова

А.И.Герцен.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят. Л.Н.Толстой.

Там где брак без любви, будет и любовь без брака.

Б.Франклин.

(Зачитать цитаты: подтвердить или опровергнуть, провести анализ). Делаем вывод из всех мудрых мыслей великих людей:

 

Эпиграф урока.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Согласны ли вы с эпиграфом урока? Что еще можно добавить, чтобы семью называли хорошей, счастливой?

 
4. Рассказывание истории (беседа).   

БЕСЕДОЧКА: ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ?
Многие люди, услышав вопрос: «Зачем вам семья?», приходят в замешательство и не знают, что ответить.
Семья является своего рода убежищем, позволяющим пережить все трудности и невзгоды. Это тот тыл, за который обычно не беспокоишься. Человеку необходимо ощущать себя нужным и понятым. А ещё, хочется ласки и ответной заботы. Семья — это единомышленники, которые всегда будет на твоей стороне,
которые готовы выслушивать любые твои занудства,
человек, которому просто-напросто будет хорошо тогда,
когда и тебе хорошо и на поддержку, которого можно рассчитывать в трудные минуты.
Именно семья для каждого человека – неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Именно семья признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

КОПИЛОЧКА «БАГАЖ  МУДРОСТИ»
Закончите афоризмы. Объясните их значение.

В гостях хорошо, /а дома лучше/.
Чувствуй себя как / дома/.
Мой дом – моя /крепость/.
Это интересно!
Афоризм «мой дом – моя крепость» («my house is mу castle») принадлежит английскому правоведу Эдуарду Коку (Coke; 1552–1634). Появился он в его комментариях к той части средневекового английского права, в которой говорится о неприкосновенности жилища.                     

Подарок  учителя
5.Творческая деятельность, групповая работа.(15мин)

Задание .

Нарисуйте свое генеалогическое древо. Укажите на рисунке главные заповеди вашей семьи.

Составление родословной — это не только восстановление единой кровной цепи предков и потомков, а выявление важнейших семейных ценностей.

Мы должны интересоваться жизнью своих близких родственников, как не знать, кем были, о чем мечтали, с чем и за что боролись и сражались наши деды и прадеды.

 
6.Групповое пение .

Песня о семье.

Просмотр видео «Почитай отца и мать-воробей»

 
7.Домашнее задание.(1мин)

Составьте эмблему, герб своей предполагаемой семьи. Провести защиту своего герба, (можно придумать девиз).

 

 
8.Заключительная минута тишины.(1 мин)

Учитель:

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!