Технология интерактивного обучения на уроках английского языка

Технология интерактивного обучения на уроках английского языка

 

Недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. Сегодня же они связаны уже с применением интерактивных методов обучения.
Основными являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие их не только и не сколько закрепляют уже изученное, сколько изучают новый материал.
Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Они позволяют решать на уроке иностранного языка следующие задачи:
— активное включение каждого ученика в процесс усвоения изучаемого материала;
повышение познавательной мотивации;
обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга; выстраивать диалог);
развитие умений работать с командой и в команде;
принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Сама технология основ ывается на применении различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе с целью совместного решения коммуникативных задач.
В рамках урока иностранного языка можно использовать следующие интерактивные методы и приемы:
метод карусели / «идейная» карусель;
аквариум;
мозговой штурм (мозговая атака,);
ажурная пила (мозаика);
-«дерево решений»,
приём составления «ментальной (интеллектуальной) карты»;
конференции / дискуссии;
ролевые игры;
деловые игры;
дебаты.
Интерактивное обучение осуществляется в формах совместной деятельности обучающихся, все участники образовательного процесса:
взаимодействуют друг с другом,
обмениваются информацией,
совместно решают проблемы,
моделируют ситуации,
оценивают действия партнеров по общению и свое собственное поведение,
погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

1.  Обучение пройдет успешно и с пользой для учащихся, если:
— учитель заранее определит для себя цель деятельности;
— наметит приемы и средства интерактивного взаимодействия, то есть разработает тактику деятельности;
— составит план осуществления тактики деятельности;
— определит последовательность своих действий, то есть логику протекания и развития деятельности, ее внутренних закономерностей;
— подготовит необходимые материалы, ознакомится с литературой по интересующей его проблеме.
2. При подготовке к уроку необходимо правильно выбрать форму работы. Для этого необходимо помнить о следующих критериях:
— поставленные задачи;
— количество участников занятия;
— возрастные особенности учащихся;
— уровень знаний учащихся;
— опыт школьников в этом виде деятельности;
— свой собственный опыт;
— условия осуществления данного занятия.
3. Учитель должен полно и детально представлять себе организацию и проведение занятия, что предполагает:
— постановку целей и работу над ними;
— отбор содержания, форм и средств работы;
— продумывание способов организации деятельности;
— логическое построение деятельности и планирование действий во времени;
— прогнозирование характера протекания деятельности, предположение о возможных трудностях и проблемах, выбор путей по их преодолению и устранению.
4. При планировании — правильно организованная деятельность каждого учащегося и осуществление постоянного контроля над выполнением.
Следующие рекомендации по организации:
— организуйте работу учащихся в группах, в которых они будут сравнивают предложенные ими утверждения и выбирать наиболее или наименее популярные, а затем высказываться от лица группы;
— организуйте работу учащихся в группах, в которых каждый из членов группы получает персональное задание, которое должно работать на общий результат; предложите учащимся обсудить полученную каждым индивидуальную информацию и найти лишь одно правильное решение;
— организуйте работу в парах так, чтобы учащиеся показали свое отношение к проблеме, выразили свое собственное мнение;
— организуйте ролевую игру, так чтобы все учащиеся поняли поставленные перед ними задачи, были способны разрешить созданные вами ситуации, активизирующие чувства и мысли каждого учащегося;
— предлагайте учащимся обсуждать проблемные ситуации, поднимайте дискуссионные вопросы, имеющие как минимум две противоположные точки зрения;
— предлагайте учащимся с помощью вопросов, начинающихся на «что…? Где…? Когда…? Почему…? Зачем…? И т. д. » получить необходимую информацию от собеседника;
— предоставьте учащимся возможность обсуждать проблемы как в парах, так и перед всем классом;
— организуйте работу так, чтобы были задействованы все учащиеся, контролируйте процесс их взаимодействия

Механизм определения результатов деятельности.

Результат — это создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Активность и сотрудничество обеспечит формирование и развитие универсальных умений, определяющих успешность той или иной деятельности учащегося. Его использование в процессе урока снимает нервную нагрузку учащихся, даёт возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Для определения результатов применения интерактивного обучения можно применить приём рефлексии: Did you like the lesson? Was it interesting? Was difficult or easy? Etc. Если учащиеся говорят, что урок прошёл быстро и они получили от него удовольствие, то можно констатировать о результативности того или иного приёма. Конечно, не удаётся всех учеников научить на «5», но создать атмосферу доброжелательности на уроке способен каждый учитель. Ведь от этого зависит и здоровье наших учащихся и их успехи.
В условиях введения в практику работы ГОС, учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и мета предметных результатов. Для этого важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Кратко их можно описать так:
1. На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, использую для этого специальные приемы.
7. Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.
8. Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.
9. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками, дети не боятся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения.
Новый стандарт дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергать. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

В заключение необходимо отметить, что все интерактивные методы и приемы помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем, снимает нервное напряжение у учащихся, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.  В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны учащихся.