Вода. Круговорот воды в природе

                                                    Предмет: Познание мира
Школа:  Средняя школа № 29 имени Ю.А.Гагарина
Дата: «16» ноября 2018г. ФИО учителя:  Мачинова Ф.М.
Класс: 4 «Ж» класс. Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока: Вода. Круговорот воды в природе
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке
Сформировать представление о составных частях гидросферы и сущности круговорота воды в природе. 

 

Критерии успеха (Предполагаемый результат): Урок направлен на развитие саморегуляции, а также использование стратегий критического мышления, что влияет на способности учеников к активному участию в своём обучении.

 

Способствовать развитию логического мышления, мыслительных оперций анализа и синтеза, навыков личной гигиены

Межпредметные

Связи

—    Литературное чтение
Ход урока
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы
 

Начало урока

0-3 мин

Организационный момент.

Коллаборативная среда «Теплота пожеланий»

Деление на группы.

 

С помощью разрезанных пазлов, класс делится на группы

 

 

4-7мин

Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы перейдём к изучению новой темы, я проверю ваше понимание пройденного материала.

А для этого выполните тесты.

Тест (Слайд № 1 – 4)
1.Вещества, которые извлекаются из земли и служат человеку, называются (полезные ископаемые)
2.Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки называются (месторождением)
3. Горные породы, из которых при специальной обработке можно получить металлы, называются (рудные)
4. Отделение металла от пустой породы называется (нерудные)
5. Что строят для добычи твёрдых полезных ископаемых, которые находятся глубоко в земле (шахты)
6. Что добывают в Экибастузе и Караганде (уголь)
7. Чем заполняют пустоты в земле, образуемые после добычи нефти и газа (водой)
8. Особое свойство свинца
А) прочность
Б) легкость
В) задерживает радиоактивные вещества
9 Лучший по твердости и по отдачи тепла уголь —
А) антрацит
Б) бурый
В) обыкновенный каменный
10. Полезные ископаемые нерудного происхождения.
А) газ
Б) нефть
В) соль 

 

Интерактивная доска
7-11мин Подготовка к восприятию новой темы

Разгадайте загадку, и вы узнаете, над какой темой мы будем работать на уроке:

С горы сбегая без труда, она гремит как гром

В морозный день она тверда – руби хоть топором.

Нагрей её — и к небесам она взлетит тогда,

Теперь ты мне ответишь сам: зовут ее…(слайд  )

(слайд №  5)
Тема нашего урока «Вода. Круговорот воды в природе»

Чтобы хорошо разобраться в материале, надо вспомнить, что же такое вода. В каком состоянии она бывает в природе. Отгадав мои загадки, вы получите настоящий «портрет» воды.

1.

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака) (Слайд № 8)

2.

Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег) (Слайд 8)

3.

Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь) (Слайд № 8)

4.

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша — толстое стекло. (Лед) (Слайд № 8)


5.

Вечером родится,
Ночь живёт, утром умирает. (Роса) (Слайд № 8)
6.

Он из носа самовара, из кастрюли и из крана устремляется наверх.

А еще бывает в бане, изо рта, когда мороз. (Пар) (Слайд № 8)

Теперь мы с вами знаем, что такие явления природы, как дождь, снег, туман, град, облака, лед, все это + … (вода)
Только она в разных состояниях.

Вывод: Поэтому получается, что вода — + (волшебница).
— Прочитайте тему нашего урока:

«Круговорот воды в природе. Вода путешественница» (слайд № 9) 

 

Интерактивная доска
 

12-17мин

Постановка целей урока.

-Давайте поставим цель урока. Что мы будем знать в конце урока?

— Хотите ли вы узнать, что такое круговорот воды в природе?

И почему воду называют путешественницей?
— Кого называют путешественником? (ответы детей).
— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с путешествием воды. И попробуем доказать, что вода — действительно путешественница.

— А сейчас попытайтесь ответить на вопрос из рассказа Льва Николаевича Толстого «Куда девается вода из моря?» 
Работа в группах:

Л.Н.Толстой.
Куда девается вода из моря?
Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
Вопрос: Куда девается вода из моря? Отчего вода не течет через край?
(Дети отвечают на вопросы).

 

 

 

Интерактивная доска, приложение данное на прошлом уроке
18-20мин Беседа по наблюдениям учащихся:
— Я послушала разные ответы. А как правильно ответить — это задача нашего урока.
— Как выглядят тела в природе и предметы после дождя? (Влажные, мокрые).
— Вот я опускаю тряпочку в воду? Какая она? (Мокрая).
— Что происходит с водой в тряпке, когда сушим ее утюгом? Куда девается вода? (Испаряется) – вывешиваю табличку «Испарение»
— Когда помоют доску, то сначала она блестит, видно, что мокрая, затем высыхает. Что происходит? (Вода испаряется).
— Где вы встречали такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар? (чайник)(слайд 10)

Интерактивная доска

 

 

21-26мин

Проведение опытов:

-Ребята, в виде чего бывает вода? (дождь, град, лёд, снег, роса, иней)

Распределите отгадки на три группы: вода в жидком, в твердом и газообразном.

Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
От чего зависят различные состояния воды? (От температуры)

Сейчас я вам покажу опыт.

.

Опыт

– Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет. Наблюдаем.
Что происходит с водой? (Вода кипит, идёт пар. Пар поднимается к стеклу. На стекле появляются капельки воды.)

– Откуда появились капельки воды? (Образовались из пара.)

– Почему они образовались?
(Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова превратился в воду.)

– Сделайте вывод.
(Вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получился круговорот.)

 

Спирт, пробирка, вода, штатив, стекло
27-29мин Словарная работа:
Вывешивается карточка со словом «КРУГОВОРОТ»
– 
Какие слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.)
– ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.


Провожу опыт – кипячу воду.
— Видите, кипит вода, идет пар, поднесем к пару стекло, на стекле появляются капельки воды. Откуда появились капельки воды? Почему они образовались?
(Пар встретился с холодной поверхностью стекла и превратился в воду).

 

Вывешиваю табличку «Конденсация»
— Можно сделать вывод: при испарении воды образуется пар, при охлаждении пара образуются капли воды. Давайте проведем еще один опыт. Для этого я принесла снег. Снег — это какое состояние воды?
(Твердое).
— Ой! Куда же он делся? (Он превратился в воду).
— Почему? (При высокой температуре вода из твердого состояния переходит в жидкое).
— Итак, мы видим, что вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое.
Но нам надо ответить на вопрос: «Куда девается вода из моря?»
— Так куда же девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
(Она испаряется).
Капелька воды совершила круг.
— Это явление называется «круговорот воды в природе». 
5). Работа в группе
1 гр. Фиш Боун «Экологическая проблема воды»

2 гр. Вода и ёё свойства

3 гр.Составление схемы круговорота воды в природе (учащиеся на белых листах составляют схему круговорота).
Презентация работы групп. Схема круговорота воды в природе.
— Что такое круговорот? (Круговорот воды в природе — это испарение воды с поверхности Земли, перенос водяных паров ветрами, сгущение водяных паров и образование облаков, выпадение атмосферных осадков (дождя, снега, града) и стока их в реки, озера).

 

Интерактивная доска., карточки, тетрадь
30-33мин Физминутка «Австралийский дождь»

 

 

 

 

34-36мин

 

9). Закрепление нового материала.
— В каких трех состояниях находится вода в природе?
(Твердом, жидком, газообразном).
— Так как же происходит круговорот воды в природе?

— А с помощью теста вы покажете мне, как вы усвоили новый материал. 

ТЕСТ. Найдя правильные ответы вы отгадаете пословицу, которая спряталась среди них.


Интерактивная доска, тест

 

37-38мин Работа с учебником: (чтение материала)- самостоятельно.
— Что вы ещё узнали и вспомнили?
Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
— Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла? (Ответы детей.)
— Как вы, дети, можете беречь воду? :
— При утечке воды из крана за сутки набегает одно ведро. Сколько наберётся за неделю? А за месяц? (слайд № 23)

 

 

Учебник
40мин 13. Рефлексия:
— Понравился вам урок?
— Что интересного о воде вы сегодня узнали?
— О чём ещё хотите узнать?
— Ребята, кроме рек, озёр и океанов, где ещё встречается пресная вода? (под землёй)
Вот об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
На капельке отразить свои ощущения от урока (слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако.
Капельки воды, макет облака  
  Оценки. Домашнее задание
1) Подготовить сообщение о круговороте воды в природе. .
Сегодня на уроке прозвучали замечательные стихотворения о воде. Чтобы написать такие строки, надо быть внимательным к чудесам природы. И тогда благодарная природа раскроет перед вами множество новых чудес. Я желаю вам новых открытий.
Спасибо за урок! (Слайд № 26 — 28)