Внешнее и внутреннее строение рыб. 

Тип урока:

Тема урока :

Цель урока:

 

Задачи:

А) образовательная

 

Б) Воспитательная

 

 

 

 

В) Развивающая

 

 

 

Методы и методические приемы:

Оборудование:

 

Дополнительная литература:

План урока:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктаж к письменной работе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация слайда:

 

 

(Слайд №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

?

О:

Запишите число и тему урока.

?

О:                                          ?

О:

 

Демонстрация слайда:

?

О:

 

 

(Слайд №5)

 

 

 

 

(Слайд № 6-7)

 

(Слайд №8)

 

(Слайд №9)

 

 

(Слайд №10-11)

 

(Слайд № 12-13).

 

 

(Слайд №13).

?

О:

 

 

 

 

Инструктаж к письменной работе:

 

Заполни пропуски  (Слайд № 15)

 

 

 

Проверка

 

Запишем стадии развития рыбы в виде схемы.(Слайд №16)

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд №17)

 

 

(Слайд № 18)

 

 

?

О:

 

 

 

(Слайд № 19)

? (Слайд №20) и т.д примеры

О:

?

О:

 

 

 

 

?

О:

 

?

О:

 

 

 

?

О:

?

О:

 

 

 

 

Инструктаж к письменной работе:

Слайд 25

 

Изучение нового материала.

Размножение и развитие рыб.

1.Показать особенности размножения и  развития рыб.

2. Раскрыть разнообразные формы заботы о  потомстве как приспособление к выживанию вида.

3.Выяснить особенности поведения, миграции рыб.

 

1.Формировать знания об особенностях размножения и развития рыб.

2.Познакомить с  особенностями  плодовитости и заботы о потомстве у рыб.

3.Ознакомить с особенностями поведения рыб и миграции рыб.

 

1.Формирование научно-материалистического мировоззрения на основе раскрытия взаимосвязи плодовитостью и заботой о потомстве у рыб.

2.Воспитывать интерес к изучению данного класса животных, бережное отношение к природе

3.Формирование навыков и умений работы с демонстрационным, и раздаточным материалом.

1.Дальнейшее развитие умений и навыков работы источниками дополнительной информации; дидактическим и наглядным материалом.

2.Развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности.

Словесный: объяснительная беседа, рассказ;

Наглядный: демонстрация презентации;

Медиапроектор, экран, презентация.

Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк./Б.Е. Быковский,Е.В. Козлова,А.С. Мончадскийи др.;М.: Просвещение ,1989.-256 с.:ил.

Этапы урока:

I.                   Организационный момент (1-2мин.).

II.                Проверка знаний по теме «Внешнее и внутреннее строение рыб».  (10 мин.)

III.             Изучение нового материала (20-25мин.). Размножение и развитие костных рыб.

1. Органы размножения рыб.

2. Особенности развития рыб.

3. Миграции. Проходные рыбы.

4. Забота о потомстве. Разнообразие форм заботы.

IV.             Закрепление и обобщение (3-4мин.)

V.                Домашние задание (2 мин.).

Ход работы:

Добрый день, ребята! Можете садиться. Прошу дежурного написать на листке список отсутствующих и передать мне.

На прошлом уроке вы узнали о внешнем и внутреннем строении рыб. Сейчас я проверю как вы усвоили прошлую тему.

Приготовьте половинку листочка, запишите в правом углу фамилию, класс и вариант. В тесте один правильный вариант ответа.

Тест по теме: «Внешнее и внутреннее строение рыб».

1-вариант

 

1.Парным плавником у речного окуня является…
А. Хвостовой
Б. Грудной
В. Спинной

2.Главную роль при движении вперёд играет плавник
А. Хвостовой
Б. Грудной
В. Брюшной
Г. Спинной

3.Одной из функций плавательного пузыря является…
А. Быстрое переваривание пищи
Б. Усиление звука (рыбы лучше слышат)
В. Является выделительным органом
Г. Нет верного ответа

4.Под действием чего пища в желудке окуня начинает перевариваться?
А. Желудочного сока
Б. Слюны
В. Желчи
Г. Все ответы верны

5.Жаберные тычинки служат для…
А. Помогают поглощать кислород
Б. Помогают усваивать переваренную пищу
В. Препятствуют выскальзыванию пищи через жаберные щели

6.Сердце рыб
А. Однокамерное
Б. Двухкамерное
В. Трёхкамерное
Г. Верного ответа нет

7.Сосуды, приносящие кровь к сердцу называются
А. Венами
Б. Артериями
В. Аортами
Г. Верного ответа нет

8.Выделительная система у рыб представлена…
А. Только мочевым пузырём
Б. Только почками
В. Почками и мочевым пузырём
Г. Верного ответа нет

9.Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения называется…
А. Развитием
Б. Нерестом
В. Условным рефлексом
Г. Верного ответа нет

10.Отряд акулы относится к классу
А. Костных рыб
Б. Круглоротые
В. Кистепёрые
Г. Верного ответа нет

2-вариант

1.Непарным плавником у речного окуня… 
А. Грудной
Б. Брюшной
В. Спинной
Г. Все ответы верны

2.Парные плавники играют важную роль …
А. При быстром движение вперёд
Б. При медленном движении вперёд
В. При движение назад
Г. Верного ответа нет

3.Где находится спинной мозг?
А. В позвоночном канале
Б. В плавательном пузыре
В. В головном отделе
Г. Верного ответа нет

4.Основной функцией плавательного пузыря является…
А. Переваривание пищи
Б. Дыхание рыб под водой
В. Обеспечение плавучести рыб
Г. Все ответы верны

5.Чем прикрыты снаружи жабры?
А. Жаберными тычинками
Б. Жаберными лепестками
В. Жаберными дугами
Г. Жаберными крышками

6.Кровеносная система рыб… 
А. Замкнутая
Б. Незамкнутая

7.Боковая линия рыб воспринимает
А. Силу тока воды
Б. Направление тока воды
В. Все ответы верны

8.Отдел головного мозга мозжечок, управляет
А. Пищеварительной функцией организма
Б. Координацией движения
В. Дыхательной функцией организма
Г. Все ответы верны

9.Оплодотворение у костных рыб
А. Наружное
Б. Внутренне

10.Отряд Кистепёрые относится к классу…
А. Хрящевые рыбы
Б. Костные рыбы
В. Сельдеобразные рыбы
Г. Верного ответа нет

Сегодня мы продолжаем говорить о рыбах. Вы сами определите тему урока на основе моего рассказа. Самой удивительной  и по внешнему облику и по другим особенностям является речной угорь – рыба, широко распространённая в реках Западной Европы, в реках бассейна Балтийского моря. По первому впечатлению угорь более похож на змею, чем на рыбу (Слайд №1). У него сильно вытянутое цилиндрическое тело, достигающее у самок 1,5 м (самцы мельче), причём вся задняя половина этого змеевидного тела приходится на хвост, совершенно незаметно сливающийся с туловищем и только к концу сплющенный с боков. Плавают угри довольно бойко, змеевидно изгибая тело и охотясь за различной мелкой живностью, а при случае поедая рыбью икру.

Уже с давних времён рыбаки, а за ними и учёные обратили внимание, что в реках, где живут угри, не приходится встречать ни икры, отложенной угрями, ни молоди мельче 20-25 см. На уровне развития знаний своей эпохи Аристотель полагал, что угри развиваются из дождевых червей, в свою очередь появляющихся путём самозарождения. Высказывались предположения по живорождению угрей, хотя никто не видел среди них беременных самок. И только на рубеже XIX и XX веков загадка была разрешена. Нерестится угорь далеко от мест нагула под водой, где температура достигает 16—17 градусов тепла, после чего погибает. Икринки размером около 1 мм, одна самка выметывает их до полумиллиона и более. Развитие начинается с личиночной стадии, когда тело угря напоминает листок ивы. Оно уплощённое, полупрозрачно, и лишь глаза — чёрные. Личинка настолько отличается от взрослого угря, что одно время считалась отдельным видом рыб, и до сих пор имеет особое название — лептоцефал. Личинка всплывает к поверхности воды достигнув около 8 см в длину и 1 см в высоту, на время прекращает питание и укорачивается до 5—6 см, превращаясь в стеклянного угря. Он всё ещё прозрачный, но тело уже овальное с боков, змееобразное. В такой стадии угорь подходит к устьям рек. Поднимаясь вверх по течению, он приобретает непрозрачную окраску и становится взрослым речным угрём.

Ребята, что узнали учёные и какова тема сегодняшнего урока?

Учёные узнали, как размножаются угри.

Тема сегодняшнего урока « Размножение и развитие рыб». (Слайд №3).

Ребята, что такое размножение?

Это процесс, при котором происходит увеличение числа особей вида.

Какое значение имеет размножение в жизни животных?

Размножение обеспечивает существование вида во времени и пространстве.

Рыбы, как правило, раздельнополые животные, т.е. среди них встречаются самцы и самки.

Как вы думаете можно отличить самку от самца?

Да, самки больше самцов.

В принципе вы правы. По внешним признакам у большинства видов рыб нельзя различить самку и самца. И только изучив внутреннее строение, можно узнать –  самка перед вами или самец. Рассмотрите (Слайд №5) «Внутреннее строение рыбы». У самок в полости тела находится большой яичник, в котором развиваются яйцеклетки (икринки). Самка речного окуня имеет непарный яичник. У самцов – пара длинных семенников. В период размножения семенники наполнены густой белой жидкостью — молоками, которые содержат миллионы сперматозоидов. Половые органы открываются наружу на брюшной стороне тела половым отверстием перед анальным плавником. Размножение у рыб половое. Самки вымётывают икринки в воду (Слайд №6-7), самцы обливают яйцеклетки  семенной жидкостью со сперматозоидами. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них.  Оплодотворение у рыб наружное, происходит в воде. (Слайд №8).

Оплодотворённая икринка начинает делиться(Слайд №9).Образуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок – это остаток запаса питательных веществ икринки. Вскоре из зародыша образуется личинка, которая не покидает желточного мешка. (Слайд №10-11) Обратите внимание, что у неё нет плавников. Через некоторое время у личинки появляются плавники, она превращается в малька. (Слайд № 12-13).Он питается водными беспозвоночными и ведёт активный образ жизни.

Чем отличается малек от личинки?

Наличием плавника.

Через несколько месяцев малёк превращается во взрослую особь (Слайд №14). Обратите внимание на то, что из одноклеточной икринки впоследствии развивается многоклеточный организм.

Теперь давайте повторим все, что я проговорила. Вставьте пропущенные слова. Запишите в тетрадь.

Рыбы…………животные и имеют половые железы. У самцов они называются………..или молоки, а у самок -………….. В яичниках созревают …………..(икринки), в семенниках ………………. Оплодотворение у большинства рыб.…………… После оплодотворения из  икринки развивается…………., а из нее развивается…………..

Молодцы,

 

Стадии развития рыб:

Икринка (яйцеклетка) + молоки с  семенной жидкостью (сперматозоид) → зародыш → личинка без  плавников

→ малёк → взрослая особь

Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят названия миграции. (Слайд №17). Миграции, связанные с размножением дело в том, что места с обильным кормом часто не подходят рыбам для размножения, так как икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую кислородом, хорошо прогреваемую солнечными лучами. Вот и движутся рыбы, преодолевая сотни и даже тысячи километров, от мест нагула к местам нереста (размножения) (Слайд№17). Рыбы одних видов устремляются из моря в реки (угорь). Семейства угрёвых, чьи личинки могут в течение нескольких месяцев и даже лет перемещаться в открытом океане, прежде чем вернуться в родную реку за сотни километров, а другие, наоборот, уходят из рек в море (лососевые).

Нерест — сложное инстинктивное поведение рыб во время размножения. Нерест — процесс откладывания яиц (икры) самками с последующим оплодотворением их семенем (молоками) самцов у рыб. У многих рыб во время нереста появляется брачный наряд. Во время нереста может запрещаться рыбалка.

Почему во время нереста запрещается рыбачить?

Т.к нерест является важным процессом размножения.

После откладывания икры у представителей некоторых групп (например, лососёвых рыб) родители погибают. Некоторые группы рыб (в частности, многие окунеобразные) проявляют заботу о потомстве — охраняют икру и вышедших из неё личинок. У разных видов рыб количество икринок различно: треска вымётывает до 10 млн., сазан – до 1,5 млн., щука – до 1 млн.; морской конёк, трёхиглая колюшка – несколько десятков икринок (Слайд № 19)

Отчего зависит число икринок у разных рыб? (Слайд №20).

Чаще всего рыбы вымётывают икру и не проявляют впоследствии заботу о потомстве.

Какие рыбы не заботятся о потомстве?

К таким рыбам относятся треска, щука, сазан, окунь. Малькам этих рыб не повезло. В большинстве случаев они погибают: поедаются хищниками, заражаются паразитами, погибают при неблагоприятных условиях. А вот малькам таких рыб, как трёхиглая колюшка и тиляпия, повезло больше, т.к. о них заботятся.

Существуют рыбы, для которых характерно живорождение.

Может кто-то знает примеры живородящих рыб?

Акулы, аквариумные рыбки – гуппи. У этих рыб икринка не вымётывается в воду, а остаётся в яйцеводе. Зародыш развивается в брюшной полости самки.

Сделайте вывод, от чего зависит форма заботы рыб о потомстве?

Форма заботы рыб о потомстве зависит от количества образуемой икры. Большое количество икры является приспособлением рыб к жизни в воде, т.к. в водной среде трудно спрятать икру; приспособление способствует выживанию вида.

Наука изучающая рыб называют ихтиологией.

А как же называют ученых, которые занимаются изучением рыб?

Ихтиологами.

Зачем необходимо изучать размножение рыб?

Размножение рыб необходимо изучать, чтобы контролировать численность рыб, особенно промысловых и редких видов. Также развитие рыб помогает ответить на вопрос, как шло развитие жизни на Земле.

А теперь проверим, как вы усвоили тему. Выберите букву, которая соответствует правильному ответу. На эту работу 8-10 мин. (Самостоятельная работа). Я МОЛОДЕЦ

1

Икринка рыбы-

оплодотворение

О

2

Семенники – это

акула

Д

3

Слияние сперматозоида с яйцеклеткой

горбуша

Ц

4

Инстинктивное поведение рыб в период размножения

яйцеклетка

Я

5

Перемещения рыб

миграции

О

6

Живородящая рыба

колюшка

Е

7

Рыба, которая строит гнездо

нерест

Л

8

Лососевая рыба, которая после нереста обречена на гибель

молоки

М

Молодцы!!!

И на этом урок закончен. Запишите домашнее задание на следующий урок это параграф 48.стр.187,вопросы А 1,2,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение биологических задач:

1.Большинство рыб откладывает огромное количество икринок. Треска 7млн., щука 1млн. Имеются рыбы , которые мечут сотни или десятки икринок. Какие это рыбы и как они могли сохраниться в природе?

2.Пресноводная рыба горчак обитает в реках, в которых живут двустворчатые моллюски. Как можно объяснить такое явление?

3.Некоторые виды рыб проходят к местам нереста тысячи километров из морей в реки. При этом они сильно худеют, а после икрометания гибнут. Что заставляет, кету и горбушу, живущих в Тихом океане, идти на нерест в мелкие речки побережья Дальнего Востока?

4.Некоторые виды рыб во время нереста строят гнезда, в которые затем помещают икру. Самцы помещают оплодотворенные икринки в гнезда, охранят их, возвращают в гнезда выпавших личинок. В это время они ничего не едят. Однако, как только молодь расплывается и переходит к самостоятельному образу жизни, самцы готовы съесть её. Как можно объяснить такое явление?

Работа с терминами

Нерест, забота о потомстве, наружное оплодотворение, раздельнополые животные, миграция, проходные рыбы, половой диморфизм, желточный мешок, яичники, сперматозоиды, семенники, икринки.

—          Определить очередность применения терминов при составлении рассказа о размножении и развитии рыб.

—          Составить логически связанный рассказ, применяя термины (работа в парах).