Правописание частицы НЕ с глаголами
Русский язык 4 класс
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.
Цель: Формирование представлений о частице НЕ и её употреблении с глаголами.
Задачи: 1. Познакомить с правилом написания частицы НЕ с глаголами, формирование умения писать частицу НЕ с глаголами раздельно.
- Развивать умение слышать и видеть орфограмму «Правописание частицы НЕ с глаголами».
- Воспитывать умение сотрудничать, эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к русскому языку, интерес к предмету.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Методы: словесный, наглядно-иллюстрированный, поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, сигнальные карточки.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Минутка чистописания.
-Внимательно рассмотрите данное изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается здесь чаще других, чем другие. Какая это буква и сколько раз она изображена? (6 раз)
Р р ра ру ры ре ря ри
-Дайте ей характеристику.
Словарная работа. Игра «Домино»
Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета. Люди строят здание.
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
-О какой части речи говорится в этом стихотворении? Докажите.
-Найдите глаголы в стихотворении, определите спряжение, время, число.
Игра «Снежный ком»
-Что такое глагол?
Сообщение темы урока.
-Прочитайте предложения:
Оля любит читать стихи. Илья (не) любит читать стихи.
-Чем отличаются? Почему изменился смысл предложения?
Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»
-Вы догадались, как называется слово НЕ? (частица)
Постановка проблемы:
- Что такое НЕ?
- К какой части речи относится?
- Как пишется НЕ с глаголами?
-Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? (среди служебных, т.к.нельзя поставить вопрос и это слово ничего не обозначает)
-А теперь вернёмся к нашим предложениям.
-Как вы напишете частицу НЕ со словом? У вас мнения разделились.
-Послушайте сказку «Капризуля»
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю!», а она ему…Как вы думаете? (не люблю). Он признавался: «Верю», -а она ему…(не верю). И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул…А что было дальше, сейчас узнаем.
Инсценировка стихотворения детьми.
-Слезь со стула!
-Не хочу!
-Упадёшь!
-Не упаду!
-Отойди!
-Не отойду!
-Приедешь?
-Не приеду!
-Придёшь?
-Нет, не приду!
-Услышишь?
-Не услышу!
-Найдёшь!
-Не найду!
-Слезаешь!
-Не слезаю!
-Решаешь!
-Не решу!
-Мечтаешь?
-Не мечтаю!
-Молчишь!
-Нет, не молчу!
-Конфетку, может, хочешь?
-Нет! Да, хочу, хочу!
-Какой смысл вносит частица НЕ? (частица НЕ вносит отрицательный смысл, всё отвергает)
—Откройте учебник стр.206, прочитайте правило.
-Вернёмся к началу урока. Как же напишем частицу НЕ с глаголом?
-Исправьте, у кого была ошибка.
–Прочитайте предложения:
Без труда (не) вытащишь и рыбку из пруда.
Дружба крепкая (не) сломается.
(Не) колышется вода в озере.
-Какое предложение лишнее? Почему?
-Объясните лексическое значение пословицы.
-Итак, что же вы узнали про частицу НЕ?
Физминутка
Раз подняться –подтянуться
Два согнуться-разогнуться
Три-в ладоши три хлопка
На четыре –руки шире
Пять руками помахать
Шесть на место тихо сесть
Давайте я вам расскажу, что же было в сказке дальше….Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
На доске: НЕГОДУЮ! НЕНАВИЖУ!
-Как вы думаете, почему в этих словах НЕ с глаголом пишется слитно? (да, вы правы. Эти слова не употребляются без НЕ, нет таких слов «годую», «навижу»
Работа по учебнику стр.206 № 520
-А теперь, ребята, я предлагаю вам последнее задание.
……..выучил — ………делай
……..знаешь — ……….сп…ши
С глаголами ………ч…стицу НЕ п…ши.
-Прочитайте, подумайте, что здесь пропущено? Спишите это четверостишие в тетрадь.
Творческое задание
-Вместо троеточий вставьте глаголы, чтобы у вас получилось красивое четверостишие.
Грамматическая арифметика.
- Оценивание.
-Что вам понравилось больше всего?
— Что вы узнали нового?
- Домашнее задание
Прозвенел звонок,
Голосистый наш дружок.
Перемены ждут ребят
Поиграть, попрыгать надо!
Урок окончен. До свидания!