Правописание частицы НЕ с глаголами

Русский язык 4 класс

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Цель: Формирование представлений о частице НЕ и её употреблении с глаголами.

Задачи: 1. Познакомить с правилом написания частицы НЕ с глаголами, формирование умения писать частицу НЕ с глаголами раздельно.

  1. Развивать умение слышать и видеть орфограмму «Правописание частицы НЕ с глаголами».
  2. Воспитывать умение сотрудничать, эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к русскому языку, интерес к предмету.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы: словесный, наглядно-иллюстрированный, поисковый.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, сигнальные карточки.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.

-Внимательно рассмотрите данное изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается здесь чаще других, чем другие. Какая это буква и сколько раз она изображена? (6 раз)

Р р ра ру ры ре ря ри

-Дайте ей характеристику.

Словарная работа. Игра «Домино»

 Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета. Люди строят здание.

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

-О какой части речи говорится в этом стихотворении? Докажите.

-Найдите глаголы в стихотворении, определите спряжение, время, число.

Игра «Снежный ком»

-Что такое глагол?

Сообщение темы урока.

-Прочитайте предложения:

Оля любит читать стихи. Илья (не) любит читать стихи.

-Чем отличаются? Почему изменился смысл предложения?

Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»

-Вы догадались, как называется слово НЕ? (частица)

Постановка проблемы:

  1. Что такое НЕ?
  2. К какой части речи относится?
  3. Как пишется НЕ с глаголами?

-Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? (среди служебных, т.к.нельзя поставить вопрос и это слово ничего не обозначает)

-А теперь вернёмся к нашим предложениям.

-Как вы напишете частицу НЕ со словом? У вас мнения разделились.

-Послушайте сказку «Капризуля»

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю!», а она ему…Как вы думаете? (не люблю). Он признавался: «Верю», -а она ему…(не верю). И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул…А что было дальше, сейчас узнаем.

Инсценировка стихотворения детьми.

-Слезь со стула!

-Не хочу!

-Упадёшь!

-Не упаду!

-Отойди!

-Не отойду!

-Приедешь?

-Не приеду!

-Придёшь?

-Нет, не приду!

-Услышишь?

-Не услышу!

-Найдёшь!

-Не найду!

-Слезаешь!

-Не слезаю!

-Решаешь!

-Не решу!

-Мечтаешь?

-Не мечтаю!

-Молчишь!

-Нет, не молчу!

-Конфетку, может, хочешь?

-Нет! Да, хочу, хочу!

-Какой смысл вносит частица НЕ? (частица НЕ вносит отрицательный смысл, всё отвергает)

Откройте учебник стр.206, прочитайте правило.

-Вернёмся к началу урока. Как же напишем частицу НЕ с глаголом?

-Исправьте, у кого была ошибка.

–Прочитайте предложения:

Без труда (не) вытащишь и рыбку из пруда.

Дружба крепкая (не) сломается.

(Не) колышется вода в озере.

-Какое предложение лишнее? Почему?

-Объясните лексическое значение пословицы.

-Итак, что же вы узнали про частицу НЕ?

 Физминутка

Раз подняться –подтянуться

Два согнуться-разогнуться

Три-в ладоши три хлопка

На четыре –руки шире

Пять руками помахать

Шесть на место тихо сесть

Давайте я вам расскажу, что же было в сказке дальше….Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

На доске: НЕГОДУЮ! НЕНАВИЖУ!

-Как вы думаете, почему в этих словах НЕ с глаголом пишется слитно? (да, вы правы. Эти слова не употребляются без НЕ, нет таких слов «годую», «навижу»

Работа по учебнику стр.206 № 520

-А теперь, ребята, я предлагаю вам последнее задание.

……..выучил — ………делай

……..знаешь — ……….сп…ши

С глаголами ………ч…стицу НЕ п…ши.

-Прочитайте, подумайте, что здесь пропущено? Спишите это четверостишие в тетрадь.

Творческое задание

-Вместо троеточий вставьте глаголы, чтобы у вас получилось красивое четверостишие.

Грамматическая арифметика.

  1. Оценивание.

-Что вам понравилось больше всего?

— Что вы узнали нового?

  1. Домашнее задание

Прозвенел звонок,

Голосистый наш дружок.

Перемены ждут ребят

Поиграть, попрыгать надо!

Урок окончен. До свидания!