Готовность к школе

Готовность к школе

 

Часто родители пребывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в  уверенности в том, что ребенок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем мало кто догадывается,  что иногда, даже овладев этими умениями, ребенок необязательно будет хорошо учиться в школе.

Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребенка, для другого еще сложно и несвоевременно. Но почему-то многие  считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.

Что же делать родителям, от действий которых зависит уровень подготовленности их ребенка к школе? Прежде всего необходимо понять, что надо не обучать ребенка тому, чему будут учить в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребенок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребенка появятся мотивация к обучению и контроль за своими действиями.

Часто бывает, что ребенок хорошо считает, пишет, читает. Но при ближайшем знакомстве с таким ребенком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с первого раза. Он просто не слышит, что от него требуется. При повторе он улавливает инструкцию лишь частично, а при очевидно допущенной ошибке не стремится ее исправить. Такой ребенок не способен поднять руку, чтобы обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал задание. Как правило, в классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно контролировать нюансы в поведении каждого из них. Если к перечисленным проблемам добавить еще и неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему занятию, то вырисовывается портрет ребенка, психологически к школе не готового.

Существует еще и мотивационная готовность к школе. Часто приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при неформальном общении дети признаются в своем нежелании идти в школу. Одни объясняют это тем, что в школе, на их взгляд, будет очень трудно. Другие – что придется выполнять домашние задания. А третьим вообще бывает тяжело сформулировать свое негативное отношение к школе. Они говорят, что просто не хотят идти в школу, а почему – не знают. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении любых успехов, у них отсутствует. Часто при выяснении причин сложившейся ситуации выясняется, что родители слишком переусердствовали в своем желании приобщить ребенка к миру знаний. Форсируя способности ребенка, мы рискуем привить ему отвращение не только к обучению в школе, но и к процессу познания вообще.

     Нужно помнить, что для дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. И если вы хотите познакомить  ребенка с миром цифр и букв, то обязательно делайте это с помощью игры. Становясь партнером ребенка по играм, вы сумеете осторожно, шаг за шагом увлекать его чем-то более интересным. Постепенно, слегка усложняя перед ним задачи, вы сможете аккуратно ввести его в более сложный мир. Сажать ребенка раньше времени за парту, ставить ему оценки и сравнивать с более успешными детьми – значит обрекать его на муки.

Бывает, что желание учиться компенсирует даже не слишком большие знания ребенка. Мотивационная и психологическая готовность к школе не менее важна, чем готовность интеллектуальная, а знания и умения при отсутствии желания часто не приносят успехов в учебе.