«Влияние групповой работы на развитие мотивации учащихся на  уроках математики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Влияние групповой работы на развитие мотивации учащихся на  уроках математики»

 

 

БайзироваГульзираМагазовна

ГУ «Айсаринская средняя школа» отдела

образования акимата Костанайского района

Костанайская область,

Костанайский район, село Айсары

 

 

 

Я учитель математики в классах с русским языком обучения Айсаринской средней школы Костанайского района.

Моя методическая тема:»Влияние групповой работы на развитие мотивации учащихся на уроках математики «. В 2017 году  я прошла курсы на тему: «Математика» в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Стараюсь активно внедрять методическую тему  в своей работе. Выступаю с докладами на заседаниях МО, педсовете, участвую в конференциях, провожу открытые уроки на семинарах учителей. Мои ученики являются призерами Республиканского интеллектуальногоконкурса «Ақбота»- 1,2, место, слушаний научных проектов-2 место, районных предметных олимпиад-3 место, Международный интеллектуальный конкурс «Кенгуру- математика для всех»2.3 место, Республиканский творческий конкурс с международным участием «Лучший научный проект»-диплом I степени, Республиканская дистанционная олимпиада по математике – грамота II степени.

Выполнение работ на уроках математики  в группе развивает мотивацию учащихся к учебе.
Работа в группах дала нам возможность еще раз проанализировать специфику , определить для себя её особенности и способы организации групповой работы на своём уроке. Думаю, что организация работы с учащимися над любой совместной деятельностью формирует чувства ответственности и сплоченности, развивая тем самым их критическое мышление.
В любой совместной работе, я думаю, что всегда помогает стремление к познанию и коммуникабельность.
Работа в группе представляет собой класс, в котором учитель может

  1. Контролировать.
  2. Организовывать.
  3. Оценивать работу учеников.
  4. Участвовать в работе группы.
  5. Предлагать участникам разные варианты решений.
  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. В ходе работы я научилась формировать группы с учетом индивидуальных психологических особенностей, в зависимости от уровня обученности и познавательной активности учащихся. В начале работы ребята разработали правила и нормы поведения в группе, которым старались следовать и выполнять. Эти правила помогают создать атмосферу доверия и поддержки, в которой каждый сможет выражать свои чувства без опаски. Хотя бывали случаи, когда дети забывали свои правила, и им приходилось их напоминать.
    Для установления атмосферы сотрудничества и доверия проводился тренинг «Знакомство». Каждому участнику по кругу предлагается назвать свое имя, рассказать в нескольких словах о себе только самое важное. Дети с интересом отнеслись к заданию, было видно по глазам, что обычно мы не прислушиваемся и не присматриваемся друг к другу, мало знаем. Рассказывая о себе, человек чуточку раскрывает себя. Между участниками устанавливается чувство симпатии, которое помогает осуществлять бесконфликтное общение. Через некоторый промежуток времени мы провели тренинг «Угадай секрет», который устраняет все барьеры между детьми и располагает к себе собеседника. Детям раздали мелкие предметы, разделили их по парам случайным способом. Партнер должен был узнать, что находится в руке у его напарника, но для этого ему нужно было сказать комплименты. Все дети быстро угадали секрет напарника, потому что говорить приятные слова им было не трудно, а наоборот приятно. Следующий тренинг «Мозаика» мы немножко усложнили. Дети должны были молча выстроить цифру один, а затем сердце. Цель данного тренинга — установление атмосферы сотрудничества, доверия и выявление лидеров.
    Дети, строились молча, но у них не получалось, потому что впервые им приходилось выполнять задания не используя речь. Затем лидеры взяли инициативу в руки и выстроили весь класс.
    Для преодоления трудностей общения в группе и нормализации психологического климата я использую упражнение «Я хочу сказать…» (каждый ученик должен за одну минуту поделиться хорошей новостью или впечатлением из своей жизни, остальные — поздравить его). Что бы сплотить детей им предложено было дать название группе, подобрать жест, отличающий их от остальных. Еще один прием для создания атмосферы сотрудничества – «Добрые пожелания», взявшись за руки, дети давали добрые пожелания друг другу.  Такие тренинги как «Мне нравится в тебе…», «Клубок пожеланий», «Прогулка по лесу», «Круг радости» сближает учащихся между собой, даёт им возможность раскрыться, преодолеть страх, неуверенность.к тому же далее на уроке при работе в парах, в группах учащиеся чувствуют себя более увереннее, комфортнее. Работа в группаххорошо позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника, что в ходе групповой работы, обсуждая ту или иную проблему, ученики могут прийти к единому мнению.
    Каждый мой урок начинается с деления класса на группы, каждый ученик, входя в кабинет, получает фрагмент открытки, его задача найти в какую группу он попал,  воспользовавшись целыми открытками,  расположенными на столах.

Работу в группах начнём  с распределения ролей.

Основные роли:

Организатор–ученик, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, за тем, чтобы все были услышаны, за тем, чтобы группа не отклонялась от темы.

Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы,

Третья роль – спикер группы, тот,  кто будет высказывать мнение группы, именно группы, а не свое!

Четвертая роль – это ученик, который следит за временем-тайммеккер, за тем, чтобы к исходу его группа смогла получить результат.

Пятая роль –ученик, который будет оформлять мысли на постере.

После того, как работа в командах завершится, состоится презентация достижений команд. Отдельно создается экспертная группа, которая будет оценивать работу групп.

Примерные задания для групп, которые я использую на своих уроках.

Задание № 1

«Собери текст»

Участники группы № 1 должны будут из вырезок приготовленной мною составить правило умножения обыкновенных дробей. В вырезках правило в разброс.

Участники группы № 2 должны из вырезок приготовленной мною составить правило деления обыкновенных дробей.  В вырезках правило в разброс.

Работа с материалом. Обсуждение проблемы в группах.

Каждый сообщает друг другу свои решения. Стараются прийти к единому мнению. Формулируется ответ и записывается секретарем группы, далее  по итогам данного этапа участники сообщают позицию своей группы.

Представление результатов работы, обсуждение.

 Задание № 2

«Цепочка»

Каждой группе раздаются задания, решение первого примера является началом второго примера, карточка передается по цепочке. На каждого участника возлагается большая ответственность, если один из участников не правильно выполнил задание, значить другой участник тоже выполняет задание не правильно, потому-что задание уже составлено не правильно

Выполнение задания. Представление результатов работы, обсуждение.

Насколько вы можете друг друга дополнять, взаимодействовать друг с другом.

Задание № 3

«Репортаж с урока»

По методике «Инсерт» в группах составляют алгоритм решение линейных уравнений, представляют свою работу как репортаж с урока. Работу групп оценивают методом «Две звезды одно пожелание»

Заключительное слово:

Таким образом, применяя групповую работу на своих уроках, хотелось бы отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, в группе выше обучаемость (взаимообучение- сильные-слабые), эффективность усвоения и актуализации знаний, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Используя групповую работу, мы должны исходить из её целесообразности.

И хочу закончить следующими словами:

Мы должны:

— видеть в каждом ребенке в первую очередь личность, любить , уважать его  интересы и потребности, узнавать эти потребности и помогать ему  реализовать их;

— на уроках дифференцированно относиться к каждому ученику, учитывая уровень его развития, его способности и компетенции;

— любить свой предмет, нести ответственность за качество его преподавания. А также хочу закончить словами известного русского историка и профессора Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».