СПП с придаточными условными.

КГУ «Средняя школа № 15»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 9

 

Учитель-предметник:  Сарсенбаева Г. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Рудный

 

Тема:   СПП с придаточными условными.

 

Цели:  формирование умений распознавать придаточные условия, отличать их   от других видов придаточных: определительных, изъяснительных, обстоятельственных;

определять их место в СПП;

способы связи придаточных условия с главными; правильно ставить знаки препинания в предложениях данного типа составлять схемы;

развитие познавательного интереса, устной речи;

формирование нравственного воспитания.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Оборудование: учебник, тетради – памятки, рабочие тетради, карточки, опорная схема, таблицы.

 

Этап урока Цель этапа
  Оргмомент Нацелить учащихся на урок.
1 Проверочная работа Проверить качество усвоения теоретического материала по подготовке к ПГК.
2 Работа с новым материалом. (самостоятельная работа, где уч-ся сами объясняют новую тему, заполняя таблицу) Сформировать представление о придаточных условных.

 

3 Практическая работа.

а) тренировочное упражнение;

б) работа по карточкам.

Отработать умения находить придаточные условные в СПП; определять средства связи прид.условного с главным;

правильно ставить знаки препинания.

4 Тренинг. Отработать умения распознавать придаточные условные, отличать их от других видов.
5 Распределительный диктант. Отработать умения распознавать придаточные условные, отличать их от других видов.
6 ТЕСТ В целях проверки знаний по новой теме.
7 Подведение итогов урока. Обобщить теоретического сведения, полученные на уроке.

 

І. Проверочная работа по подготовке к ПГК.

Расставьте ударения в словах и объясните значение некоторых заимствованных слов.

 

Коммюнике, атом, альянс, бартер, депозит, колледж, аналог, каталог, звонит, цемент, торты, шарфы, феномен, статуя, рэкет, плато, квартал, квартал, процент, обеспечение, бомонд, болеро (22 слова).

 

Альянс —  союз на основе договора

коммюнике – сообщение

бартер – товарообмен

феномен –  редкость

рэкет – шантаж

плато –  высокогорье

бомонд –  высшее аристократическое общество

Вывод: Таким образом, это заимствованные слова, которые вошли в нашу речь из других языков. Эти слова встречаются в тестах ПГК.

ІІ. Работа с новым материалом.

 

 

 

Методом опережения учащимся задано было изучить тему «СПП с придаточными условными».

(Самостоятельная работа: уч-ся сами объясняют новую тему, заполняют таблицу, отвечая на вопросы).

Составление характеристики придаточных условных по плану с последующей проверкой.

  1. Придаточные предложения условные – называют условие, при котором происходит действие в главном предложении.
  2. На какой вопрос отвечает?
  3. Средства связи.
  4. К чему прикрепляются?
  5. Наличие указательных слов?
  6. Позиция по отношению к главному.
  7. Примеры. (Учащиеся приводят свои примеры).

Вывод: составление таблицы.

(Сверка ответов учащихся  с доской)

План Придаточные условные Примеры
1 Вопросы При каком условии?  
2 Средства связи Если, если … то, когда, раз  
3 К чему прикрепляется? Поясняют все главное предложение.  
4 Наличие указательных слов. Указательных слов нет.  
5 Позиция по отношению к главному. Позиция нефиксированная.  
      (Если хочешь быть здоров), [занимайся спортом].

(Если долго кипятить воду), то [вода испаряется].

 

ІІІ. Практическая работа.

Коллективная работа ( выполнение упражнения);  (раздаются карточки).

а) тренировочное упражнение 95 стр. 62. «Как утолять жажду».

Прочитайте. Определите  стиль и тип речи. Найдите СПП с придаточными условными. Постройте схемы.

б) работа по карточкам.

(после упражнения   проверяются карточки)

ІV.  Тренинг.

Определите виды придаточных. Постройте схемы предложений.

  1. [Знание только тогда знание], (когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью). 2. [Легко работать], (когда знаешь), (что труд твой ценят). 3. [Я хорошо помню тот вечер], (когда родители первый раз оставили меня дома одного).
  2. [Животные чувствуют], (когда им грозит опасность). 5. (Когда бы искусство вдруг исчезло из нашей жизни), [жизнь невероятно обеднела бы]. 6. (Когда я проснулся), [в доме уже никого не было].

(Сверка ответов учащихся  с доской)

  • условное; 2) условное, изъяснительное; 3) определительное;

4) изъяснительное; 5) условное; 6) обстоятельственное времени.

  1. V. Распределительный диктант.

Учащиеся должны распределить номера предложений в таблицу.

 

 

(   ) определительные (    ) изъяснительные (     ) обстоят – ые
№  2, 6 №  3, 5 №  1, 4

 

1) [Там, (где глаз не мог уж отличить в потемках поле от неба), ярко мерцал огонек].

2) [Город есть книга], (где каждая улица является страницей).

3) (Где в следующий раз встретимся), [не знаю].

4)  [Есть всюду люди], (где есть небо, земля и вода).

5) [Проводник показал на карте], (где лучше перейти реку вброд).

6) [Это был хороший, теплый дом], (где всегда друзья бывали кстати).

VІ.   ТЕСТ.

  1. Как связаны простые предложения в СПП?

А) интонацией;

Б) подчинительными союзами;

В) подчинительными союзами и союзными словами.

  1. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова?

А) относительными прилагательными и местоимениями;

Б) относительными  местоимениями и наречиями;

В) наречиями и существительными.

  1. В каком предложении – главном или придаточном – находятся средства связи?

А) в главном;

Б) в придаточном;

В) ни к одному из предложений не относятся.

  1. Чем отличаются союзные слова от союзов?

А) ничем не отличаются;

Б) союзы относятся к придаточному, а союзные слова к главному предложению;

В) союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.

  1. Какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами?

А) что, когда, как;

Б) кто, когда, где;

В) что, какой, чей.

  1. Укажите правильный вариант сложноподчиненного предложения с придаточным условным.

А) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.                                                                                            В) Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.                                                                                                                    С) Чем тропинка труднее, уже, тем задорней идешь вперед.                                                                                               Д) Он был сильно не в духе, так как был очень недоволен последними экзаменами.                                                   Е) В трактире знали Герасима и знали его знаки.                                                                                                                                                            

Ключ: 1) В, 2) Б, 3) Б, 4) В, 5) А, 6) А.

VІІ.  Подведение итогов урока. Оценивание ( по баллам)

  • Расскажите о придаточных предложениях условных.

( Придаточное условное называет условие, при котором происходит действие в главном предложении, и отвечает на вопрос при каком условии? )

 

11 – 20 б   «3»

21 – 26 б   «4»

27 – 30 б   «5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф. И. учащегося Проверочная работа Работа по новой теме Практическая работа Тренинг Распределительный диктант Тест итого
                 

 

 

Оценочный лист учителя

 

 

Ф. И. учащегося Проверочная работа Работа по новой теме Практическая работа Тренинг Распределительный диктант Тест итого
1                
2                
3                
4                
5                
6                
7                
8                
9                
10                
11                
12