Ход мероприятия:
Цель внеклассного мероприятия:
- Расширить кругозор учащихся, проверить знание стихотворений, сказочных героев; проверить знания учащихся по русскому языку.
- Развивать творческие способности учащихся, память, мышление, речь, внимание, умение работать в команде.
- Воспитывать познавательный интерес к русскому языку; чувство коллективизма и взаимовыручки.
Ход мероприятия:
Вступительное слово
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы побываем в стране знаний. Давайте обратимся к эпиграфу – это изречение китайского философа Конфуция:
«Дорога в тысячу миль начинается с первого шага».
Т.е. , чтобы стать образованным человеком, нужно получать максимум знаний на каждом этапе учебы, при каждом шаге по дороге познания.
Чтение стихотворений
Послушайте, пожалуйста, стихи Ибрая Алтынсарина на казахском и русском языках.
Кел, балалар, оқылық,
Оқығанды көңілге
Ықыласпен тоқылық!
Оқысаңыз, балалар,
Шамнан шырақ жағылар.
Тілегенің алдыңнан
Іздемей-ақ табылар.
Дитя, когда учиться станешь ты,
То знания средь полной темноты
Светлее ламп осветит путь тебе,
И станут явью все твои мечты.
Давайте же, дети, учиться начнем
И знания светлые нити навек
В свою благодарную память вплетем!
Мал дәулеттің байлығы,
Бір жұтасаң жоқ болар,
Оқымыстың байлығы
Еш жұтамақ жоқ болар.
Богат скотом ты, но как дым пройдут
Твои богатства, если грянет джут,
Ученому ж не страшен джут любой:
Его богатства с каждым днем растут…
Сиса көйлек үстінде
Тоқуменен табылған…
Сауысқанның тамағы
Шоқуменен табылған…
Твою рубашку ткач учился ткать.
Сорока пищу учится искать,
И всем искусствам и наукам всем
Возникуть помогло ученье-мать…
Ата-ананаң қартайса —
Тіреу болар бұл оқу,
Қартайғанда мал тойса
Сүйеу болар бұл оқу!
О том, чтоб сын смог человеком быть,
Родители не устают молить.
Но если от детей не ждать добра,
Тогда зачем у Бога их просить?!
Шырағым, адам болғай деп,
Ата-анаң жылайды,
Баладан қайыр болмаса
Баланы неге сұрайды?!
Давайте же, дети, учиться начнем
И знания светлые нити навек
В свою благодарную память вплетем!
Слово учителя
Этот призыв выдающегося казахского просветителя, педагога. Поэта и общественного деятеля Ибрая Алтынсарина к детям актуален и в наши дни: только образованные люди смогут стать гордостью народа.
Разрешите познакомить вас с уважаемыми членами жюри.
В конкурсе участвуют две команды, это команда – «Всезнайки» и команда «Выручалки».
Наш конкурс состоит из 7 туров.
I тур. «Приветствие команд»
Команды приветствуют друг друга.
Команда «Всезнайки»
Мы на все вопросы быстро отвечаем,
Потому что, потому что много знаем.
Команда «Выручалки»
Мы друг друга выручаем
И в беде не оставляем.
Всем вопросам будем рады,
Дружба лучше всей награды.
II тур. «Разминка»
Команды должны прочитать наизусть любые стихотворения.
III тур. «Дальше, дальше…»
В этом туре каждой команде зачитывается по 10 вопросов если же вы не знаете ответа, говорите дальше…
Итак, команда «Выручалки» слушайте вопросы:
- Она стоит в конце повествовательного предложения. Точка.
- Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы.
- В русском языке он состоит из 33 букв. Алфавит.
- Ох, Ах, Эх, — это … междометие.
- Главный член предложения отвечающий на вопросы Кто? Что? Подлежащее.
- Сколько склонений в русском языке? Три.
- Что такое фонетика? Раздел науки о языке, изучает звуки и буквы.
- Чем различаются звуки и буквы? Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
- Сколько гласных звуков в русском языке? Шесть.
- Какие буквы не обозначают звука? Ь,ъ.
А теперь слушает вопросы и отвечает команда «Всезнайки»
- Разговор двух или нескольких лиц. Диалог.
- Их шесть в русском языке. Падежи.
- Пять, шесть, двое, трое – это… имя числительное.
- В предложении выделяется волнистой чертой. Определение.
- Ставится в конце вопросительного предложения. Вопросительный знак.
- Как пишутся сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Через И.А.У.
- Сколько согласных букв в русском языке? Двадцать один.
- Сколько букв в русском языке? Тридцать три.
- Слово, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение.
- Слово с одним и тем же корнем. Однокоренные слова.
IV тур. «Какие слова спрятались?»
От каждой команды по очереди выходят участники и берут из шкатулки слова. Вам нужно будет переставить слоги так, чтобы получилось новое слово.
Мабуга, уникчеб, варьсло, народи, насос, ровако, мидорпо, гакни.
Бумага, учебник, словарь, родина, сосна, корова, помидор, книга.
V тур «Сказочные герои»
Все мы любим сказки. Герои сказок чем-то похожи: каждый из них борется со злом, проходит через ряд испытаний и выходит победителем. Сейчас я прочитаю, а вы должны угадать кто это? О каком сказочном герое говорится. Какая команда знает ответ, должен первым поднять руки.
Укатился он из дома
По дороге незнакомой.
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный… колобок.
Скок-поскок, скок-поскок
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну, а глупого царя
Обмануть помог не зря!
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный … горбунок.
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу:
Даже дырку на картинке
Носом сделал … Буратино.
Угадайте, кто говорит:
Ребята, ребята, давайте жить дружно!
Не нужно ругаться и злиться не нужно!
Ведь даже травинка чувствует боль!
Поет добродушно … кот Леопольд.
VI тур. «Выпусти ПАР…»
Каждая команда должна придумать слова, которые начинаются с сочетания ПАР-
Пароход, паровоз, парилка, парная, парить, пара, парный, паркет, парча и т.д.
VII тур. «Русский быт»
А сейчас командам нужно будет правильно распределить слова.
Команде «Всезнайки»: распределить слова, которые обозначают части традиционного русского жилища внутри избы, снаружи.
Бревна, горшок, печь, двери, колодец, гармонь, крыльцо, наличники, сарафан.
Команде «Выручалки» распределить по группам название блюд русской народной кухни: первые, вторые блюда, напитки, выпечка.
Каша, калач, кисель, щи, каравай, пирог, уха, окрошка, баранка.
Подведение итогов
На этом наш конкурс подошел к концу.
Послушаем решение жюри.
Цели игры:
- помочь реализовать в игре знания, полученные на уроках русского языка литературы, истории и др. ;
- учить использовать знания в любой ситуации;
- воспитывать командный дух и уважение к соперникам.
Ход игры:
Слово учителя
Добрый день, дорогие друзья! Приветствую интеллектуалов нашей школы на игре «Знатоки русского языка», посвящённой неделе гуманитарных наук!
Эпиграфом сегодняшней игры, являются слова поэтессы серебряного века Анны Ахматовой:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Мы знаем всё то, что можем выразить языком, поэтому в нашей игре будут звучать вопросы не только по русскому языку и литературе, но и вопросы на логику, на общие знания.
Демонстрировать командный дух, глубину своих познаний в области истории, русского языка и литературы, состязаться в смекалке, логике и быстроте реакции сегодня будут три команды. Давайте с ними познакомимся!
Представление команд
- Команда «Грамотеи», капитан …..
- Команда «Умники», капитан ……
- Команда «Эрудит», капитан ……
Правила игры
Интеллектуально-познавательная игра состоит из 5 туров. В каждом туре участники команд отвечают на вопросы и за правильный ответ получают баллы. Победителем «Знатоков русского языка» становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Желаю Вам удачи!
Первый тур «Байга»
Всех участников просим быть внимательными и мы начинаем нашу игру. На экране будут выходить вопросы, всего их 10 с тремя вариантами ответов. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее найти правильный ответ и записать его в лист ответов, который лежит перед вами на столе. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Время на обсуждение 15 секунд.
- Кого называют отцом истории?
а) Геродота;
б) Аристотеля;
в) Астерикса.
- Как называют человека, знающего несколько языков?
а) педагог;
б) логопед;
в) полиглот.
- Какой праздник в Казахстане отмечают 22 сентября:
а) День учителя;
б) День единства;
в) День языков.
- В какой стране люди впервые стали писать на бумаге?
а) Китай;
б) Египет;
в) Индия.
- Какая эпоха идет за эпохой бронзы?
а) эпоха меди;
б) эпоха железа;
в) эпоха камня.
- В каком слове ударение падает на первый слог?
а) жалюзи;
б) средства;
в) договор.
- Найдите значение фразеологизма «Бить баклуши»
а) бездельничать;
б) драться;
в) смеяться.
- Что изучает наука фонетика?
а) звуки;
б) состав слова;
в) словосочетание.
- Кто написал произведение «Муму»?
а) Пушкин;
б) Тургенев;
в) Чехов.
- Что в переводе с английского означает слово language?
а) язык;
б) дневник;
в) карандаш.
Проверка
Итак, это был последний вопрос 1тура и я прошу капитанов команд сдать свои листы ответов нашим многоуважаемым судьям, которые подсчитают ваши баллы.
А пока они это делают, давайте посмотрим на экран и проверим себя.
- Отцом истории называли Геродота – первого из великих греческих историков, который был назван так за свои полномасштабные труды по истории.
- Человек, владеющий многими языками называется полиглотом – (от поли – много и греч. glotta – язык).
- Указом Президента республики 22 сентября объявлен Днем языков народов Казахстана.
- Впервые люди стали писать на бумаге в Китае. Именно эта страна является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырёх великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания.
- После эпохи бронзы идет эпоха железа.
- в слове средства ударение падает на первый слог. Слова жалюзи и договор имеют ударение на третьем слоге.
- Фразеологизм Бить баклуши означает бездельничать. Выражение связывается промыслом по изготовлению деревянных ложек, чашек и другой посуды. В старину отколотые от полена чурки – заготовки для деревянной посуды – называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Этой работой могли заниматься начинающие мастера и даже дети. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.
- Фонетика – раздел языкознания, который изучает звуки речи.
- Повесть «Муму» была написана Иваном Сергеевичем Тургеневым.
- В переводе с английского языка слово language означает «язык».
Второй тур «Полиглот»
Задание на второй тур. Вы должны вставить в пословицу недостающее слово и перевести это слово на казахский и английский языки. В этом туре учитывается не только правильный ответ, но и правильное произношение. Первым отвечает участник команды, поднявший раньше других сигнальную карту, которая лежит у вас на столах. За каждый правильный ответ участник получает 2 балла.
- Без труда не вынешь …рыбку из пруда Балық, fish.
- Не имей сто рублей, а имей сто…. друзей. Дос, friend.
- Делу — …. время, потехе – час. Уақыт, time.
- Хлеб – всему … голова. Бас, head.
- Под лежачий камень и … вода не течёт. Су, water.
- Готовь сани летом, телегу …. зимой. Қыс, winter.
Третий тур «Анаграмма»
В этом конкурсе принимают участие ученики 5-х классов со всех команд. Я попрошу вас пересесть за свободный стол.
Возьмите с собой ручку и лист ответов.
Послушайте задание 3 тура: вам будут даны слова, в которых буквы перемешались. Ваша задача – переставить буквы, не прибавляя и не выбрасывая ни одной так, чтобы получилось слово.
Время на выполнение задания 2 минуты. Победит та команда, чьи участники смогут разгадать как можно больше слов. Каждое разгаданное слово принесет команде по одному баллу.
Внимание на экран. Вы видите буквы, а сейчас разгадайте какое слово зашифровано.
Голгла – глагол
Кзыя – язык
Торисия – история
Руздья – друзья
Ранкадаш – карандаш
Сификсуф – суффикс
Дьмевед – медведь
Бенокре – ребенок
Наслец – солнце.
Итак, время на выполнение этого задания закончилось, и я прошу участников команд сдать свои листы ответов нашим многоуважаемым судьям, которые посчитают ваши баллы.
А пока они это делают, давайте посмотрим на экран и проверим себя.
Четвертый тур «Мозговой штурм»
Я по очереди буду задавать каждой команде вопросы. Если команда не сможет дать правильный ответ, то право отвечать переходит к другой команде. Время на обдумывание 30 секунд. Каждый правильный ответ принесет командам по 2 балла.
Начинаем с команды «Грамотеи».
- Англичане говорят: «Одна птица в руке стоит двух птиц в кустах». А что говорим мы? Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Именно так в Древней Греции назывался пергамент, сложенный для удобства пользования вчетверо. Сейчас вы используете это в школе каждый день. О чём речь? Тетрадь.
- Все вы, конечно, помните басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» и слова стрекозы «Не оставь меня, друг милой, дай ты мне собраться силой и до вешних только дней накорми и обогрей». А что означает слово «вешние»? Весенние.
- В 1769 году в Петербурге была издана книга «Письмовник», в которой предлагались русские слова, объясняющие или заменяющие иностранные. Например, «акщик», «пульс» — на «жилобой». А вместо чего употребили «ошейник»? Галстук.
- Эта пищевая добавка в древности ценилась дороже драгоценных металлов и даже использовалась в качестве заменителя денег. Назовите её. Соль.
- Жители одного высокогорного селения называют это животное «лягушка с крышкой». О ком идёт речь? Черепаха.
Пятый тур «Битва капитанов»
Уважаемые участники, вот и наступил решающий момент, по окончанию этого тура мы узнаем победителя игры. Каждый из капитанов команд в течение 45 секунд должен ответить на наибольшее количество вопросов. Отвечать нужно быстро. Если не знаете ответ говорите «дальше», и, ели у вас останется время, к нему можно потом вернуться. Каждый правильный ответ принесет вам 1 балл.
Первым отвечает на вопросы капитан команды «Грамотеи»:
- Сколько месяцев в году? Двенадцать.
- Слова различные по звучанию и написанию, но схожие по значению. Синонимы.
- Сколько спряжений у глаголов? Два.
- Автор повести «Федорино горе». К.Чуковский.
- Какого рода слово тюль? Мужского.
- Какая часть речи обозначает предмет? Существительное.
- Подберите синоним к слову очи. Глаза.
- Как называется речь одного человека. Монолог.
- Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? Семь раз.
- К какому склонению относится слово папа? К первому.
Вопросы капитану команды «Умники»:
- Столица Казахстана? Астана.
- Слова противоположные по значению. Антонимы.
- Какого рода слово кофе? Мужского.
- Сколько падежей в русском языке? Шесть.
- Какая часть речи обозначает признак предмета? Прилагательное.
- Автор сказки «Снежная королева» Андерсен.
- Подберите синоним к слову уста. Губы.
- Как называется речь двух и боле человек? Диалог.
- К какому спряжению относятся окончания –ут, -ют? К первому.
- Сколько человек одного не ждут? Семеро.
Вопросы капитану команды «Эрудит»
- Сколько дней в неделе? Семь.
- Какая часть речи обозначает действие предмета? Глагол.
- Какого рода слово кенгуру? Мужского.
- Автор «Сказка о царе Салтане». Пушкин.
- Новые слова, недавно появившиеся в языке. Неологизмы.
- Сколько склонений в русском языке? Три.
- Подберите антоним к слову «друг». Враг.
- К какому спряжению относятся окончания –ат, -ят? Ко второму.
- Определите вид глагола «бежать». Несовершенный вид.
- Первая женщина – космонавт СССР. В.Терешкова.
Подведение итогов
Спасибо участникам за ответы. А сейчас мы узнаем, сколько баллов набрали наши участники и какая команда одерживает победу. Слово предоставляется жюри.