Ход мероприятия:

Цель внеклассного мероприятия:

  1. Расширить кругозор учащихся, проверить знание стихотворений, сказочных героев; проверить знания учащихся по русскому языку.
  2. Развивать творческие способности учащихся, память, мышление, речь, внимание, умение работать в команде.
  3. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку; чувство коллективизма и взаимовыручки.

 

Ход мероприятия:

Вступительное слово

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы побываем в стране знаний. Давайте обратимся к эпиграфу – это изречение китайского философа Конфуция:

 

«Дорога в тысячу миль начинается с первого шага».

 

Т.е. , чтобы стать образованным человеком, нужно получать максимум знаний на каждом этапе учебы, при каждом шаге по дороге познания.

Чтение стихотворений

Послушайте, пожалуйста, стихи Ибрая Алтынсарина на казахском и русском языках.

 

Кел, балалар, оқылық,

Оқығанды көңілге

Ықыласпен тоқылық!

Оқысаңыз, балалар,

Шамнан шырақ жағылар.

Тілегенің алдыңнан

Іздемей-ақ табылар.

 

Дитя, когда учиться станешь ты,

То знания средь полной темноты

Светлее ламп осветит путь тебе,

И станут явью все твои мечты.

Давайте же, дети, учиться начнем

И знания светлые нити навек

В свою благодарную память вплетем!

 

Мал дәулеттің байлығы,

Бір жұтасаң жоқ болар,

Оқымыстың байлығы

Еш жұтамақ жоқ болар.

 

Богат скотом ты, но как дым пройдут

Твои богатства, если грянет джут,

Ученому ж не страшен джут любой:

Его богатства с каждым днем растут…

 

Сиса көйлек үстінде

Тоқуменен табылған…

Сауысқанның тамағы

Шоқуменен табылған…

 

Твою рубашку ткач учился ткать.

Сорока пищу учится искать,

И всем искусствам и наукам всем

Возникуть помогло ученье-мать…

 

Ата-ананаң қартайса —

Тіреу болар бұл оқу,

Қартайғанда мал тойса

Сүйеу болар бұл оқу!

 

О том, чтоб сын смог человеком быть,

Родители не устают молить.

Но если от детей не ждать добра,

Тогда зачем у Бога их просить?!

 

Шырағым, адам болғай деп,

Ата-анаң жылайды,

Баладан қайыр болмаса

Баланы неге сұрайды?!

 

Давайте же, дети, учиться начнем

И знания светлые нити навек

В свою благодарную память вплетем!

 

Слово учителя

Этот призыв выдающегося казахского просветителя, педагога. Поэта и общественного деятеля Ибрая Алтынсарина к детям актуален и в наши дни: только образованные люди смогут стать гордостью народа.

Разрешите познакомить вас с уважаемыми членами жюри.

В конкурсе участвуют две команды, это команда – «Всезнайки» и команда «Выручалки».

Наш конкурс состоит из 7 туров.

        I тур. «Приветствие команд»

Команды приветствуют друг друга.

Команда «Всезнайки»

Мы на все вопросы быстро отвечаем,

Потому что, потому что много знаем.

Команда «Выручалки»

Мы друг друга выручаем

И в беде не оставляем.

Всем вопросам будем рады,

Дружба лучше всей награды.

 

II тур. «Разминка»

Команды должны прочитать наизусть любые стихотворения.

 

III тур. «Дальше, дальше…»

В этом туре каждой команде зачитывается по 10 вопросов если же вы не знаете ответа, говорите дальше…

Итак, команда «Выручалки» слушайте вопросы:

  1. Она стоит в конце повествовательного предложения. Точка.
  2. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы.
  3. В русском языке он состоит из 33 букв. Алфавит.
  4. Ох, Ах, Эх, — это … междометие.
  5. Главный член предложения отвечающий на вопросы Кто? Что? Подлежащее.
  6. Сколько склонений в русском языке? Три.
  7. Что такое фонетика? Раздел науки о языке, изучает звуки и буквы.
  8. Чем различаются звуки и буквы? Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
  9. Сколько гласных звуков в русском языке? Шесть.
  10. Какие буквы не обозначают звука? Ь,ъ.

 

А теперь слушает вопросы и отвечает команда «Всезнайки»

  1. Разговор двух или нескольких лиц. Диалог.
  2. Их шесть в русском языке. Падежи.
  3. Пять, шесть, двое, трое – это… имя числительное.
  4. В предложении выделяется волнистой чертой. Определение.
  5. Ставится в конце вопросительного предложения. Вопросительный знак.
  6. Как пишутся сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Через И.А.У.
  7. Сколько согласных букв в русском языке? Двадцать один.
  8. Сколько букв в русском языке? Тридцать три.
  9. Слово, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение.
  10. Слово с одним и тем же корнем. Однокоренные слова.

 

IV тур. «Какие слова спрятались?»

От каждой команды по очереди выходят участники и берут из шкатулки слова. Вам нужно будет переставить слоги так, чтобы получилось новое слово.

Мабуга, уникчеб, варьсло, народи, насос, ровако, мидорпо, гакни.

    Бумага, учебник, словарь, родина, сосна, корова, помидор, книга.

 

 

V тур «Сказочные герои»

Все мы любим сказки. Герои сказок чем-то похожи: каждый из них борется со злом, проходит через ряд испытаний и выходит победителем. Сейчас я прочитаю, а вы должны угадать кто это? О каком сказочном герое говорится. Какая команда знает ответ, должен первым поднять руки.

 

 

Укатился он из дома

По дороге незнакомой.

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, простодушный

И румяный… колобок.

 

Скок-поскок, скок-поскок

Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

И красавицу-девицу,

Ну, а глупого царя

Обмануть помог не зря!

Так Иванушке помог

Умный маленький конек,

Всем известный … горбунок.

 

Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спросу:

Даже дырку на картинке

Носом сделал … Буратино.

 

Угадайте, кто говорит:

Ребята, ребята, давайте жить дружно!

Не нужно ругаться и злиться не нужно!

Ведь даже травинка чувствует боль!

Поет добродушно … кот Леопольд.  

 

VI тур. «Выпусти ПАР…»

Каждая команда должна придумать слова, которые начинаются с сочетания ПАР-

Пароход, паровоз, парилка, парная, парить, пара, парный, паркет, парча и т.д.        

 

                         VII  тур. «Русский быт»

А сейчас командам нужно будет правильно распределить слова.

Команде «Всезнайки»: распределить слова, которые обозначают части традиционного русского жилища внутри избы, снаружи.

Бревна, горшок, печь, двери, колодец, гармонь, крыльцо, наличники, сарафан.

Команде «Выручалки» распределить по группам название блюд русской народной кухни: первые, вторые блюда, напитки, выпечка.

Каша, калач, кисель, щи, каравай, пирог, уха, окрошка, баранка.

 

Подведение итогов

На этом наш конкурс подошел к концу.

Послушаем решение жюри.

 

 

Цели игры:

  • помочь реализовать в игре знания, полученные на уроках русского языка литературы, истории и др. ;
  • учить использовать знания в любой ситуации;
  • воспитывать командный дух и уважение к соперникам.

 

Ход игры:

Слово учителя

Добрый день, дорогие друзья! Приветствую интеллектуалов нашей школы на игре «Знатоки русского языка», посвящённой неделе гуманитарных наук!

Эпиграфом сегодняшней игры, являются слова поэтессы серебряного века Анны Ахматовой:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое Русское Слово.

Мы знаем всё то, что можем выразить языком, поэтому в нашей игре будут звучать вопросы не только по русскому языку и литературе, но и вопросы на логику, на общие знания.

Демонстрировать командный дух, глубину своих познаний в области истории, русского языка и литературы, состязаться в смекалке, логике и быстроте реакции сегодня будут три команды. Давайте с ними познакомимся!

 

Представление команд

  1. Команда «Грамотеи», капитан …..
  2. Команда «Умники», капитан ……
  3. Команда «Эрудит», капитан ……

 

Правила игры

Интеллектуально-познавательная игра состоит из 5 туров. В каждом туре участники команд отвечают на вопросы и за правильный ответ получают баллы. Победителем «Знатоков русского языка» становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Желаю Вам удачи!

 

Первый тур «Байга»

Всех участников просим быть внимательными и мы начинаем нашу игру. На экране будут выходить вопросы, всего их 10 с тремя вариантами ответов. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее найти правильный ответ и записать его в лист ответов, который лежит перед вами на столе. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Время на обсуждение 15 секунд.

  1. Кого называют отцом истории?

а) Геродота;

б) Аристотеля;

в) Астерикса.

 

  1. Как называют человека, знающего несколько языков?

а) педагог;

б) логопед;

в) полиглот.

  1. Какой праздник в Казахстане отмечают 22 сентября:

а) День учителя;

б) День единства;

в) День языков.

  1. В какой стране люди впервые стали писать на бумаге?

а) Китай;

б) Египет;

в) Индия.

  1. Какая эпоха идет за эпохой бронзы?

а) эпоха меди;

б) эпоха железа;

в) эпоха камня.

  1. В каком слове ударение падает на первый слог?

а) жалюзи;

б) средства;

в) договор.

  1. Найдите значение фразеологизма «Бить баклуши»

а) бездельничать;

б) драться;

в) смеяться.

  1. Что изучает наука фонетика?

а) звуки;

б) состав слова;

в) словосочетание.

  1. Кто написал произведение «Муму»?

а) Пушкин;

б) Тургенев;

в) Чехов.

  1. Что в переводе с английского означает слово language?

а) язык;

б) дневник;

в) карандаш.

 

Проверка

Итак, это был последний вопрос 1тура и я прошу капитанов команд сдать свои листы ответов нашим многоуважаемым судьям, которые подсчитают ваши баллы.

А пока они это делают, давайте посмотрим на экран и проверим себя.

  1. Отцом истории называли Геродота – первого из великих греческих историков, который был назван так за свои полномасштабные труды по истории.
  2. Человек, владеющий многими языками называется полиглотом – (от поли – много и греч. glotta – язык).
  3. Указом Президента республики 22 сентября объявлен Днем языков народов Казахстана.
  4. Впервые люди стали писать на бумаге в Китае. Именно эта страна является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырёх великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания.
  5. После эпохи бронзы идет эпоха железа.
  6. в слове средства ударение падает на первый слог. Слова жалюзи и договор имеют ударение на третьем слоге.
  7. Фразеологизм Бить баклуши означает бездельничать. Выражение связывается промыслом по изготовлению деревянных ложек, чашек и другой посуды. В старину отколотые от полена чурки – заготовки для деревянной посуды – называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Этой работой могли заниматься начинающие мастера и даже дети. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.
  8. Фонетика – раздел языкознания, который изучает звуки речи.
  9. Повесть «Муму» была написана Иваном Сергеевичем Тургеневым.
  10. В переводе с английского языка слово language означает «язык».

 

Второй тур «Полиглот»

Задание на второй тур. Вы должны вставить в пословицу недостающее слово и перевести это слово на казахский и английский языки. В этом туре учитывается не только правильный ответ, но и правильное произношение. Первым отвечает участник команды, поднявший раньше других сигнальную карту, которая лежит у вас на столах. За каждый правильный ответ участник получает 2 балла.

  1. Без труда не вынешь …рыбку из пруда Балық, fish.
  2. Не имей сто рублей, а имей сто…. друзей. Дос, friend.
  3. Делу — …. время, потехе – час. Уақыт,  time.
  4. Хлеб – всему … голова. Бас, head.
  5. Под лежачий камень и … вода не течёт. Су, water.
  6. Готовь сани летом, телегу …. зимой. Қыс, winter.

 

Третий тур «Анаграмма»

В этом конкурсе принимают участие ученики 5-х классов со всех команд. Я попрошу вас пересесть за свободный стол.

Возьмите с собой ручку и лист ответов.

Послушайте задание 3 тура: вам будут даны слова, в которых буквы перемешались. Ваша задача – переставить буквы, не прибавляя и не выбрасывая ни одной так, чтобы получилось слово.

Время на выполнение задания 2 минуты. Победит та команда, чьи участники смогут разгадать как можно больше слов. Каждое разгаданное слово принесет команде по одному баллу.

Внимание на экран. Вы видите буквы, а сейчас разгадайте какое слово зашифровано.

Голгла – глагол

Кзыя – язык

Торисия – история

Руздья – друзья

Ранкадаш – карандаш

Сификсуф – суффикс

Дьмевед – медведь

Бенокре – ребенок

Наслец – солнце.

 

Итак, время на выполнение этого задания закончилось, и я прошу участников команд сдать свои листы ответов нашим многоуважаемым судьям, которые посчитают ваши баллы.

А пока они это делают, давайте посмотрим на экран и проверим себя.

 

Четвертый тур «Мозговой штурм»

Я по очереди буду задавать каждой команде вопросы. Если команда не сможет дать правильный ответ, то право отвечать переходит к другой команде. Время на обдумывание 30 секунд. Каждый правильный ответ принесет командам по 2 балла.

Начинаем с команды «Грамотеи».

  1. Англичане говорят: «Одна птица в руке стоит двух птиц в кустах». А что говорим мы? Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  2. Именно так в Древней Греции назывался пергамент, сложенный для удобства пользования вчетверо. Сейчас вы используете это в школе каждый день. О чём речь? Тетрадь.
  3. Все вы, конечно, помните басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» и слова стрекозы «Не оставь меня, друг милой, дай ты мне собраться силой и до вешних только дней накорми и обогрей». А что означает слово «вешние»? Весенние.
  4. В 1769 году в Петербурге была издана книга «Письмовник», в которой предлагались русские слова, объясняющие или заменяющие иностранные. Например, «акщик», «пульс» — на «жилобой». А вместо чего употребили «ошейник»? Галстук.
  5. Эта пищевая добавка в древности ценилась дороже драгоценных металлов и даже использовалась в качестве заменителя денег. Назовите её. Соль.
  6. Жители одного высокогорного селения называют это животное «лягушка с крышкой». О ком идёт речь? Черепаха.

 

Пятый тур «Битва капитанов»

Уважаемые участники, вот и наступил решающий момент, по окончанию этого тура мы узнаем победителя игры. Каждый из капитанов команд в течение 45 секунд должен ответить на наибольшее количество вопросов. Отвечать нужно быстро. Если не знаете ответ говорите «дальше», и, ели у вас останется время, к нему можно потом вернуться. Каждый правильный ответ принесет вам 1 балл.

 

Первым отвечает на вопросы капитан команды «Грамотеи»:

  1. Сколько месяцев в году? Двенадцать.
  2. Слова различные по звучанию и написанию, но схожие по значению. Синонимы.
  3. Сколько спряжений у глаголов? Два.
  4. Автор повести «Федорино горе». К.Чуковский.
  5. Какого рода слово тюль? Мужского.
  6. Какая часть речи обозначает предмет? Существительное.
  7. Подберите синоним к слову очи. Глаза.
  8. Как называется речь одного человека. Монолог.
  9. Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? Семь раз.
  10. К какому склонению относится слово папа? К первому.

 

Вопросы капитану команды «Умники»:

  1. Столица Казахстана? Астана.
  2. Слова противоположные по значению. Антонимы.
  3. Какого рода слово кофе? Мужского.
  4. Сколько падежей в русском языке? Шесть.
  5. Какая часть речи обозначает признак предмета? Прилагательное.
  6. Автор сказки «Снежная королева» Андерсен.
  7. Подберите синоним к слову уста. Губы.
  8. Как называется речь двух и боле человек? Диалог.
  9. К какому спряжению относятся окончания –ут, -ют? К первому.
  10. Сколько человек одного не ждут? Семеро.

 

Вопросы капитану команды «Эрудит»

  1. Сколько дней в неделе? Семь.
  2. Какая часть речи обозначает действие предмета? Глагол.
  3. Какого рода слово кенгуру? Мужского.
  4. Автор «Сказка о царе Салтане». Пушкин.
  5. Новые слова, недавно появившиеся в языке. Неологизмы.
  6. Сколько склонений в русском языке? Три.
  7. Подберите антоним к слову «друг». Враг.
  8. К какому спряжению относятся окончания –ат, -ят? Ко второму.
  9. Определите вид глагола «бежать». Несовершенный вид.
  10. Первая женщина – космонавт СССР. В.Терешкова.

 

Подведение итогов

Спасибо участникам за ответы. А сейчас мы узнаем, сколько баллов набрали наши участники и какая команда одерживает победу. Слово предоставляется жюри.