Звуки [х], [х’]. Буква X х.

 

Хромтауская гимназия №2

 

Открытый урок по обучению грамоте

в 1 «Б» классе на тему :

Звуки [х], [х’]. Буква X х.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела

учитель начальных классов

второй квалификационной категории

(третий базовый уровень)

Онегина Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017-2018 учебный год

 

КСП  по обучению грамоте в 1″Б» классе

3 четверть 29 урок

Сквозная  тема: Традиции и фольклор
Школа: гимназия №2
Дата: 15.02.2018 г ФИО учителя: Онегина Т.В.
Класс: 1 «Б» класс Количество присутствующих:      отсутствующих:
Тема урока: Звуки [х], [х’]. Буква X х
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
1.1.6.1 Использовать в речи слова-описания/сравнения, невербальные средства обще­ния (мимика, жесты и т. д.), соблюдать интонацию для передачи смысла высказыва­ния.

•                   Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безудар- ные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие).

•                   Понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок сло­гов в слове.

1.2.1.1 Читать схемы слов/предложений.

1.2.4.1 Понимать лексическое значение и смысл слов с учетом обобщенности их значе­ний (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия); близкие/противоположные по значению, многозначные слова (с помощью учителя). 1.2.9.1 Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком. 1.3.8.1 Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соеди­нения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме.

1.3.11.1 Ставить знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный, вос­клицательный знаки.

Развитие

навы­ков:

1.6 Привлечение внимания слушателей.

1.9 Ориентирование в звуковой форме слова.

2.1 Использование видов чтения.

2.4 Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте. 2.9 Ориентирование в графической форме слов.

3.8 Соблюдение каллиграфических и графических норм.

3.11 Соблюдение пунктуационных норм.

Критерии оценивания Все учащиеся смогут:

Выделять новые звуки из слов.

Определять на слух особенности их произношения, характеризовать их. Сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки. Читать слоги и слова с новой буквой.

Большинство учащихся смогут:

Устанавливать соответствие между звуковой формой слова и его схемой-моделью.

Определять место новой буквы на «ленте букв».

Сравнивать, группировать все изученные буквы.

Писать строчную букву в соответствии с образцом.

Писать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Некоторые учащиеся смогут:

Списывать без ошибок с письменного и печатного текста.

Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его вы­полнения, оценивать правильность выполнения.

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные

связи

•   Взаимосвязь с предметами:  познание

•   самопознание

•   казахский язык

•   английский язык

•   изобразительное искус­ство

•   физическая культура

Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код
Предварительные

знания

Речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение, схема слов, звуки речи, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки, буквы: а, у, и, о, ы, м, т, н, л, с, р, ш, сочетание -ши-, к, п, б, б-п, г, г-к, д, д-т, з, з-с, ж, сочетание -жи-, е, е, в, й, ь — показа­тель мягкости, э, я, ю.
Ход урока
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы
 

Начало урока

Стартер

Создание положительного эмоционального настроя. Игра «Ха-ха-ха». Инструкция детям.

Учитель приглашает детей поиграть в веселую игру. Детям предлагается встать в круг и положить на живот соседу руку. Первый ребенок должен сказать «ха», второй после него — «ха-ха», третий говорит «ха-ха-ха» и т.д. (Обязательно наступает момент, когда кто-нибудь запутывается и разражается заразительным смехом.) Предоставьте детей самим себе, чтобы они могли про­следить, как долго у них получится оставаться серьезными.

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:

«Ха-ха-ха,
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бух-бух!»

 «Ху-ху-ху,
Да хе-хе-хе,
Динь-динь-динь
Да трюх-трюх!»

Просмотр мультфильма.

Учитель спрашивает, каким бывает хохот, просит похохотать по-разному.

— Какой звук слышим и произносим чаще всего? ([х]).

— Произнесите звук еще раз, глядя в зеркало и опираясь на речевой профиль, объясните артикуляционный уклад. (Губы разомкнуты; между верхними и нижними резцами некоторое расстояние; кончик языка опущен и отодвинут от нижних зубов; задняя часть спинки языка почти смыкается с нёбом, посередине щель; мягкое нёбо поднято; голосовые связки сомкнуты.)

— Дайте характеристику звука [х]. (Согласный, глухой, твердый, имеет мягкую пару [х’])

— Что изменяется в артикуляционном укладе звука [х’]?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=VMqzGksnC4U

 

 

Хоровод

Критерии  оценивания Учащиеся участвуют в целеполагании урока.  
 

 

Середина урока

 

Работа над новой темой. Работа по учебнику.

(К) 1. Педагог предлагает детям послушать стихотворение и определить, какой новый звук они услышат.

Знакомство с новой буквой. Просмотр презентации.

(Г) Чтение открытых и закрытых слогов. Выделение твердого и мягкого звука в слогах.

(И, К) Звуко-буквенный анализ слов «хомяк», «петух». Определение места бук­вы в слове. Подбор слов с новым звуком в разной позиции. Проговаривание артикуляционной зарядки.

(Г, И) 2. Чтение слов с буквой в разных позициях.

(К, И) З.Чтение и разучивание скороговорки.

(И) Выяснение, на что похожа буква X.

(Д, К)  Минутка отдыха «Хомячок»

Хомка, Хомка, хомячок

Полосатенький бочок

Хомка раненько встаёт

Щёчки моет, шейку трёт,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать.

Работа в прописи.

•   Прописывание строчной буквы х с предварительным прописыванием в возду­хе по анимированному слайду.

Повторить правила правильного и красивого письма.

•   Прописывание слогов и слов «смех», «петухи», «шахматы».

•   Фонетический разбор слов «петухи», «шахматы».

•   Запись предложения с печатного текста.

Пальчиковая гимнастика.

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали

Мы немного отдохнем,

И опять писать начнём.

Работа по учебнику.

(Г, И) 4. Составление слов из слогов (кроха, лопух, хобот, хомяк, муха, холод, халат, хорек, ухо).

(К, И) 5. Рассматривание картинок и составление рассказа о хомячке по вопросам. Рассказ детей о своих домашних питомцах, чем они питаются, как питомцы иг­рают со своими хозяевами.

Трехъязычие: атжалман, хомяк, hamster.

(К, И) 6. Чтение предложений. Дети находят слова с буквой X и подбирают сло­во, которое подходит к схеме.

(К, И) Составление на доске схем предложений.

(Д, И) Работа в прописи.

Списывание предложения с письменного текста. Асхат — хороший игрок!

Обратить внимание на постановку знака препинания, правописание слова — хо­роший.

Просмотр презентацииУчебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пропись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

Пропись

 

 

 

Критерии  оценивания Учащиеся умеют выделять новые звуки из слов, определять на слух особенности их произношения, характеризовать их. Умеют сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки,  читать слоги и слова с новой буквой.

Могут устанавливать соответствие между звуковой формой слова и его схемой-моделью, определять место новой буквы на «ленте букв».

 
Конец урока

 

Итог урока. Рефлексия.

•   Прием критического мышления «Горячий стул».

•   Предполагаемые вопросы ученикам:

– С какой буквой познакомились на уроке?

– Какие слова начинаются на эту букву?

– В какой домик на ленте букв можно поместить букву X?

Какие звуки может обозначать буква в словах?

– Какие национальные игры вы знаете, в названиях которых есть буква X.

Теперь можно открыть глаза и поаплодировать себе за то, что так хорошо спра­вились с этим заданием. Взаимооценивание.

— За хорошую работу на уроке Масленица угощает , вас блинами.

— А вы ей подарите «блинное» солнышко.

 

 

 

 

 

Критерии оценивания    
Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые минутки отдыха и активные виды деятельности.

 

Работа над чтением слов по рядам, вариантам. Чтение по цепочке текста.

 

Результаты наблюдений учителя в групповой рабо­те.

Результаты взаимооценки. Результаты наблюдений учителя. Качество ответов при подведении итогов. Качество выполненных заданий в «Прописи». Результаты самооценочной деятельности учащихся.

Пальчиковая гимнастика.

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали

Мы немного отдохнем,

И опять писать начнём.

Двигательная минутка отдыха .

Хомка,  Хомка, хомячок

Полосатенький бочок

Хомка раненько встаёт

Щёчки моет, шейку трёт,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кроха   лопух хобот   хомяк  муха    холод халат   хорек   ухо