Главные члены предложения. Подлежащее.
«Утверждаю»:
Предмет: Русский язык | Школа—лицей №201 | |
Дата: 27.12.2016
|
Ф.И.О.учителя: Атаулиева Раушан Бекназаркызы | |
Класс 6 «В» | Количество присутствующих- Количество отсутствующих – | |
Тема урока | Главные члены предложения. Подлежащее. | |
Цели урока | отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении; формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения;
формирование умения графически обозначать главные члены в предложении; вырабатывать грамотное письмо; развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление; |
|
Тип урока | Урок-путешествие | |
Ресурсы | мультимедийный проектор, раздаточные материалы (карточки), плакаты, карта, ковер-самолет. | |
Методы и приемы | «Броуновское движение», «Зигзаг», «Динамическая пауза», и.т.д. | |
Языковая цель | Ключевые слова и фразы:
Королевство «Предложение», предложение и словосочетание, грамматическая основа, подлежащее и сказуемое. |
|
Предыдущее обучение | Данный раздел продолжает опираться на знания , понимание и языковые навыки, которые учащиеся развили в предыдущем разделе. | |
План | ||
Планируемое время | Запланированная деятельность | Ресурсы |
Начало
10 минут
5 минут |
1.Организационный момент:
Приветствие.Проверка посещаемости учащихся.Проверка готовности учебных принадлежности. Деление на команды. С помощью жетонов объединяются в команды. Те, кто выбрали слова-существительные –команда «Подлежащее», те, кто выбрали слова-глаголы — Команда «Сказуемое». 2.Опрос домашнего задания. Упражнение №220.Пересказывать текст.Выполнить задания к тексту. 3.Постановка цели. — Ребята, на прошлых уроках мы изучали словосочетание. Внимательно посмотрите на экран (на экране в одной колонке расположены словосочетания, в другой предложения.) Листья разноцветные — Разноцветные листья ложатся под ноги. Золотая осень — Наступила золотая осень. Шуршащий ковер — Под ногами пестреет шуршащий ковер. — На экране даны две колонки слов, в какой из них словосочетания? — Как вы определили, что это словосочетания? — Определите в данных словосочетаниях главное и зависимое слова. — Как связаны слова в словосочетаниях, какого они вида? — Что записано во второй колонке? — Как вы определили, что это предложения? (Предложение является главным средством выражения мысли. Предложение имеет грамматическую основу и интонацию завершённости). — Запишите первое предложение в тетрадь, обозначьте грамматическую основу. -Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (о главных членах предложения) 4.Новая тема. Тема сегодняшнего урока: Двадцать седьмое декабря Главные члены предложения. Подлежащее.
— Какие задачи вы перед собой поставили бы? Учитель знакомит детей с целями урока и критериями успеха. Критерии успеха на урок: 1.Понимать содержание прочитанного текста; 2.Отвечать на вопросы по прослушанному тексту; 3.Делать выводы по тексту; 4.Активно участвовать на уроке; 5.Примерно вести себя,соблюдать дисциплину. 6.Уважать мнения одноклассников.
— Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие на сказочном ковре-самолете в сказочное королевство «Предложение». Наш волшебный ковер-самолет отправляется в путь. Пока мы летим в сказочное королевство, я расскажу вам сказку. Жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола (Обратить внимание на рисунок короля и королевы). Индивидуальная работа. (1 балл) — Вот мы с вами и прилетели в сказочное королевство «Предложение», и первая остановка в нем «Портняжкин дом». В этом доме шьют наряды для короля и королевы. Вам предстоит интересное дело — помочь храбрым портняжкам сшить наряды для правителей королевства. На партах у вас лежат листы, с напечатанным текстом. Вы должны правильно подставить недостающий главный член предложения, графически их обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения.
—— залюбовался морем. —- меняется на глазах каждый час. Штормовой_____гонит крупную зыбь. От этой зыби на воде образовываются пенные——. То ——- играет барашками. Слова для справок: Петя, оно, цепочки, ветер,оно. — Ребята, какие наряды вы помогли сшить храбрым портняжкам, или, другими словами, какими частями речи выражены главные члены предложения? Открытый журнал. -А теперь ребята, давайте проведем «Броуновские движение». (1 балл) (Метод «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме) Вы должны найти по 1 предложение по классу, и найти главные члены предложения, правильно поставить вопросы к главным членам предложения и графически обозначать их. |
Жетоны, название команд
Презентация
.
Мел,доска
Презентация
Презентация
Карта, карточки
Открытый журнал, маркер.
Карточки |
Середина
25минут |
— Наше путешествие продолжается, мы добрались до королевского Дома книги. (Учитель на карте показывает остановки). В этом доме огромное количество книг и учебников, есть и тот, по которому мы занимаемся. Заглянем в Дом книги, найдем на книжной полке учебник русского языка для 6 класса. Откройте учебники, страница 112, найдите определение подлежащего. Что нового вы узнали? — Скажите, а для чего нам нужно было знать, на какие вопросы отвечают главные члены, какой частью речи являются? (Правильно, чтобы уметь находить их в предложении. Таким образом, алгоритм нахождения главных членов предложения таков:. Алгоритм нахождения главных членов предложения: 1. Выяснить, о чём говорится в предложении. 2. Задать вопрос к подлежащему. 3. Задать вопрос к сказуемому. Групповая работа. (1 балл) — Путешествие продолжается. Следующая станция – королевский замок «Текст». Команда «Подлежащее»: Упражнение №223.Прочитать текст «Почему школа называется школой?». Проводит исследование по этой же теме, с помощью стратегии «Зигзаг». Критерии успеха: 1. Грамотность устной речи 2.Последовательность изложения 3. Раскрытие темы 4. Удачно подобранные примеры.
Команда «Сказуемое»: Упражнение №225.Прочитайте текст «Алтайдың ар жағында».Переведите текст на русский язык. Из переведенного варианта найдите главные члены предложения, графически обозначьте! Критерии успеха: 1.Не допускать орфографические пробелы. 2. Грамотность устной речи 3. Последовательность изложения 4.Правильное нахождение и выделение главных членов предложения. (Формативное оценивание «Словесная оценка») Физминутка. — Ребята, наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами проведём динамическую паузу, а заодно и поиграем. Итак, мы находимся в игровом зале королевского дворца «Составь предложение». Каждой группе раздаются таблички со словами, из них нужно составить предложение и определить главные члены предложения. Когда группы будут готовы, вы должны выстроиться в предложения. (Предложения: Скоро наступят наши долгожданные каникулы.. Ребята с нетерпением ждут новогодние праздники.
Работа в парах (1 балл) — Продолжаем путешествие. Сейчас мы находимся в тронном зале королевства «Славные помощники короля». Команда «Подлежащее»: 1-пара: Упражнение №226,стр.112 2-пара: Упражнение №227, стр.112 1-ученик на доске выполняет Упражнение № 228,стр.113 Команда «Сказуемое»: 1-пара: Упражнение №231,стр.113 2-пара: Упражнение №232, стр.114 1-ученик выполняет Упражнение №229, стр.113
— Ребята, пришло время возвращаться из сказочного путешествия по королевству «Предложение». Но вот беда! За время путешествия на ковре-самолете образовались дыры, его необходимо залатать. А залатать его можно не иглой и нитками, а правильными ответами на вопросы, которые скрываются на заплатках. Вопросы заранее записываются на заплатках, которые крепятся магнитом к доске Ученики поочередно выходят к доске, отрывают заплатки, читают вопрос и отвечают на него. Заплатка прикрепляется на место в том случае, если ответ дан правильный. (Ковёр с дырами) Вопросы: 1. Может ли существовать предложение без главных членов предложения? Ответ докажите. 2. На какие вопросы отвечают чаще всего главные члены предложения? 3. Какими частями речи выражены подлежащее ? 4. Для чего служат главные члены предложения? 5. Определите главные члены предложения. В зимнем лесу хлопочут с утра до вечера белки. |
Карта, учебник
Презентация
Карточки, критерии успеха
Карточки, критерии успеха
Карта, карточки,презентация
Карта, карточки,учебник
Ковер-самолет,заплатки с вопросами. |
Конец
5 минут |
6. Итог урока.
— Ковер-самолет мы починили, теперь можно отправляться назад в школу-лицей. Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочное королевство «Предложение», мы его продолжим на следующих уроках. (Комментирование и выставление оценок) Активные учащиеся получают медали «Лучший знаток королевства «Предложение». 7.Задание на дом: Написать эссе на тему «Мои любимые занятия». Критерий для домашнего задания: 1.Эссе должно состоять не менее 100 слов. 2. Упражнение №233. 3.Раскрытие темы.
6.Рефлексия: «Скоро новый год!» Учащиеся к елке прикрепляют мнения об уроке и свои хорошие пожелание на новый год.
|
Открытый урок
Бумажные медали
Презентация
Елочка, стикеры. |