Главные члены предложения. Подлежащее.

«Утверждаю»:

Предмет: Русский язык Школалицей №201
Дата: 27.12.2016

 

 

Ф.И.О.учителя: Атаулиева Раушан Бекназаркызы
Класс  6 «В» Количество присутствующих-      Количество отсутствующих –
Тема урока Главные члены предложения. Подлежащее.
Цели урока отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении; формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения;

формирование умения графически обозначать главные члены в предложении;

вырабатывать грамотное письмо;

развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление;

Тип урока Урок-путешествие
Ресурсы мультимедийный проектор, раздаточные материалы (карточки), плакаты, карта, ковер-самолет.
Методы и приемы «Броуновское движение», «Зигзаг», «Динамическая пауза», и.т.д.
Языковая цель Ключевые слова и фразы:

Королевство «Предложение», предложение и словосочетание, грамматическая основа, подлежащее и сказуемое.

Предыдущее обучение Данный раздел продолжает опираться на знания , понимание и языковые  навыки, которые учащиеся развили в предыдущем разделе.
План
Планируемое время Запланированная деятельность Ресурсы
Начало

 

 

 

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

1.Организационный  момент:

Приветствие.Проверка посещаемости учащихся.Проверка готовности учебных принадлежности.

Деление на команды.

С помощью жетонов объединяются в команды. Те, кто выбрали слова-существительные –команда «Подлежащее», те, кто выбрали слова-глаголы — Команда «Сказуемое».

2.Опрос домашнего задания.

Упражнение №220.Пересказывать текст.Выполнить задания к тексту.

3.Постановка  цели.

— Ребята, на прошлых уроках мы изучали словосочетание. Внимательно посмотрите на экран (на экране в одной колонке расположены словосочетания, в другой предложения.)

Листья разноцветные — Разноцветные листья ложатся под ноги.

Золотая осень — Наступила золотая осень.

Шуршащий ковер — Под ногами пестреет шуршащий ковер.

— На экране даны две колонки слов, в какой из них словосочетания?

— Как вы определили, что это словосочетания?

— Определите в данных словосочетаниях главное и зависимое слова.

— Как связаны слова в словосочетаниях, какого они вида?

— Что записано во второй колонке?

— Как вы определили, что это предложения?

(Предложение является главным средством выражения мысли. Предложение имеет грамматическую основу и интонацию завершённости).

— Запишите первое предложение в тетрадь, обозначьте грамматическую основу.

-Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (о главных членах предложения)

4.Новая тема.

Тема сегодняшнего  урока:

Двадцать седьмое декабря

Главные члены предложения. Подлежащее.

 

— Какие задачи вы перед собой поставили бы?

Учитель знакомит детей с целями урока и критериями успеха.

Критерии успеха на урок:

1.Понимать содержание прочитанного текста;

2.Отвечать на вопросы по прослушанному тексту;

3.Делать выводы по тексту;

4.Активно участвовать на уроке;

5.Примерно вести себя,соблюдать дисциплину.

6.Уважать мнения одноклассников.

 

 — Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие на сказочном ковре-самолете в сказочное королевство «Предложение». Наш волшебный ковер-самолет отправляется в путь.

Пока мы летим в сказочное королевство, я расскажу вам сказку.

Жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола

(Обратить внимание на рисунок короля и королевы).

Индивидуальная работа. (1 балл)

— Вот мы с вами и прилетели в сказочное королевство «Предложение», и первая остановка в нем «Портняжкин дом». В этом доме шьют наряды для короля и королевы. Вам предстоит интересное дело — помочь храбрым портняжкам сшить наряды для правителей королевства. На партах у вас лежат листы, с напечатанным текстом. Вы должны правильно подставить недостающий главный член предложения, графически их обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения.

 

—— залюбовался морем. —- меняется на глазах каждый час. Штормовой_____гонит крупную зыбь. От этой зыби на воде образовываются пенные——. То ——- играет барашками.

Слова для справок: Петя, оно, цепочки, ветер,оно.

— Ребята, какие наряды вы помогли сшить храбрым портняжкам, или, другими словами, какими частями речи выражены главные члены предложения?

Открытый журнал.

-А теперь ребята, давайте проведем  «Броуновские движение». (1 балл)

(Метод «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме)

Вы должны найти по 1 предложение по классу, и найти  главные члены предложения, правильно поставить вопросы к главным членам предложения и графически обозначать их.

 

 

Жетоны, название команд

 

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Мел,доска

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта, карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый журнал, маркер.

 

 

 

Карточки

 

Середина

 

25минут

              

— Наше путешествие продолжается, мы добрались до королевского Дома книги. (Учитель на карте показывает остановки). В этом доме огромное количество книг и учебников, есть и тот, по которому мы занимаемся. Заглянем в Дом книги, найдем на книжной полке учебник русского языка для 6 класса. Откройте учебники, страница 112, найдите определение подлежащего. Что нового вы узнали?

— Скажите, а для чего нам нужно было знать, на какие вопросы отвечают главные члены, какой частью речи являются?

(Правильно, чтобы уметь находить их в предложении. Таким образом, алгоритм нахождения главных членов предложения таков:.

Алгоритм нахождения главных членов предложения:

1. Выяснить, о чём говорится в предложении.

2. Задать вопрос к подлежащему.

3. Задать вопрос к сказуемому.

Групповая работа. (1 балл)

— Путешествие продолжается. Следующая станция – королевский замок «Текст».

Команда «Подлежащее»:

Упражнение №223.Прочитать текст «Почему школа называется школой?». Проводит исследование по этой же теме, с помощью стратегии «Зигзаг».

Критерии успеха:

1. Грамотность устной речи

2.Последовательность изложения

3. Раскрытие темы

4. Удачно подобранные примеры.

 

Команда «Сказуемое»:

Упражнение №225.Прочитайте текст «Алтайдың ар жағында».Переведите текст на русский язык. Из переведенного варианта найдите главные члены предложения, графически обозначьте!

Критерии успеха:

1.Не допускать орфографические пробелы.

2. Грамотность устной речи

3. Последовательность изложения

4.Правильное нахождение и выделение главных членов предложения.

(Формативное оценивание «Словесная оценка»)

Физминутка.

— Ребята, наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами проведём динамическую паузу, а заодно и поиграем. Итак, мы находимся в игровом зале королевского дворца «Составь предложение». Каждой группе раздаются таблички со словами, из них нужно составить предложение и определить главные члены предложения. Когда группы будут готовы, вы должны выстроиться в предложения.

(Предложения: Скоро наступят наши долгожданные каникулы.. Ребята с нетерпением ждут новогодние праздники.

 

Работа в парах (1 балл)

— Продолжаем путешествие. Сейчас мы находимся в тронном зале королевства «Славные помощники короля».

Команда «Подлежащее»:

1-пара: Упражнение №226,стр.112

2-пара: Упражнение №227, стр.112

1-ученик на доске выполняет Упражнение № 228,стр.113

Команда  «Сказуемое»:

1-пара: Упражнение №231,стр.113

2-пара: Упражнение №232, стр.114

1-ученик выполняет Упражнение №229, стр.113


5.Закрепление (1 балл)

— Ребята, пришло время возвращаться из сказочного путешествия по королевству «Предложение». Но вот беда! За время путешествия на ковре-самолете образовались дыры, его необходимо залатать. А залатать его можно не иглой и нитками, а правильными ответами на вопросы, которые скрываются на заплатках. Вопросы заранее записываются на заплатках, которые крепятся магнитом к доске Ученики поочередно выходят к доске, отрывают заплатки, читают вопрос и отвечают на него. Заплатка прикрепляется на место в том случае, если ответ дан правильный. (Ковёр с дырами)

Вопросы:

1.     Может ли существовать предложение без главных членов предложения? Ответ докажите.

2.     На какие вопросы отвечают чаще всего главные члены предложения?

3.     Какими частями речи выражены подлежащее ?

4.     Для чего служат главные члены предложения?

5.     Определите главные члены предложения. В зимнем лесу хлопочут с утра до вечера белки.

 

 

Карта, учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

Карточки, критерии успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки, критерии успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта, карточки,презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта, карточки,учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ковер-самолет,заплатки с вопросами.

Конец

5 минут

6. Итог урока.

— Ковер-самолет мы починили, теперь можно отправляться назад в школу-лицей. Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочное королевство «Предложение», мы его продолжим на следующих уроках.

(Комментирование и выставление оценок)

Активные учащиеся получают медали «Лучший знаток королевства «Предложение».

7.Задание на дом:

Написать эссе на тему «Мои любимые занятия».

Критерий для домашнего задания:

1.Эссе должно состоять не менее 100 слов.

2. Упражнение №233.

3.Раскрытие темы.

 

6.Рефлексия:  «Скоро новый год!»

Учащиеся к елке прикрепляют мнения об уроке и свои хорошие  пожелание на новый год.

 

 

 

 

Открытый урок

 

Бумажные медали

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

Елочка, стикеры.