Род имен существительных

Русский язык

Дата «___»_______ ____ г                                                                                                            Класс 3- «__»

(2 четверть)

Урок 13

 

Тема урока:  Род имен существительных

Цель  урока:

1.Тренировать умение изменять имена существительные по числам, распознавать род имён существительных.

  1. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать.
  2. Формировать орфографическую зоркость, развивать фоне­матический слух.

 

Тип урока:  урок усвоения навыков и умений; 

 

Методы преподавания:   информационно-сообщающий;  объяснительный; инструктивный;   стимулирующий;   побуждающий; ___________________________

Методы учения:  исполнительский;   репродуктивный;  практический;   частично-поисковый;  поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО

Этапы  и структура урока.

 

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)
  Создание проблемной ситуации: Послушайте, какую записку мне написал мальчик-иностранец: «Скоро я приеду в вашу город. Я хочу увидеть новый школу». В чем он ошибся? Сегодня на уроке мы разберемся в этом. Но сначала давайте вспомним, что мы уже знаем о существительных. (Имена существительные могут быть собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными.)
2. Проверка домашнего задания.
  Упр.  245
   
   
  -Во время проверки дом. Задания 5 уч-ся получают карточки и работают по ним
   
3. Чистописание
  Постарайтесь определить род имён существительных, полученных при от­гадывании загадок, каллиграфическим подчерком, красиво запишите их в 3 столбика по родам.

Где это бывает:                                  Вострушка-вертушка

Человек стоит,                                  Упёрлась в винт ногой,

Лестница под ним шагает.               Потерял болтун покой.

(Метро)                               (Отвёртка)

В Москве говорят,                                Концами над водой висит,

У нас слышно.                                      Серёдкой на плече лежит.

(Радио)                              (Коромысло)

Я зашёл в зелёный дом

И немного пробыл в нём.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом.

(Вагон)

Ручка есть, а не грабли,

Землю роет, а не плуг.

(Лопата)

Протянули струну

На всю страну.

Далеко-далеко

Плывёт моё словечко.

(Телефон)

Этот каменный круг —

Инструментам лучший друг.

Взвихрит метры над собою,

Острым сделает тупое.

(Точило)

День и ночь стоит на крыше

Этот чудо-постовой:

Все увидят, все услышат,

всем поделится со мной.

(Антенна)

Полюбуйся, посмотри —

Полюс северный внутри

Там сверкают снег и лёд,

Там сама зима живёт.

(Холодильник)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно с ней?

(Машина)

Железная рыбка ныряет,

А хвост на волне оставляет.

(Иголка с ниткой)

Что за чудо, что за ящик?

Сам — певец и сам — рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

(Телевизор)

С подругами и сестрами

Она приходит к нам,

Рассказы, вести новые

Приносит по утрам.

(Газета)

Я горячее храню,

Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю.

(Термос)

Сбоку марка и картина,

В круглых штампах

Грудь и спинка.

Маленькое очень,

Быстрое , как птица,

Если захочешь —

За море умчится.

(Письмо)

4. Сообщение темы урока.
  — Что вы можете сказать о записанных именах существительных? (Обозна­чают конкретные предметы, неодушевлённые, стоят в единственном числе.)

— Что мы называем именем существительным?

— Каким образом определяли, к какому роду относятся слова-отгадки?

— На знание каких правил встретились орфограммы в словах?

  Сегодня на уроке мы продолжим тренировать умения распознавать род имён существительных, изменять их по числам.
5. Постановка учебной задачи.
   
   
   
6. Наблюдение над особенностями
  Упр. 242- комментированное письмо. Правило о начальной форме – стр. 108
  Упр. 243 — комментированное письмо.
   
   
  Физкультминутка

 

  Создание проблемной ситуации: Как вы думаете, если у имен существительных есть три рода, может ли каждое из слов этой части речи изменяться по родам, то есть употребляться то в мужском, то в женском, то в среднем роде? Давайте попробуем так изменить слова: парта (она моя?), парт (он мой?), парто (оно мое?). А как быть со словом карандаш или со словом окно? Какой вывод можно сделать? (Имена существительные по родам не изменяются, каждое существительное всегда относится к одному и тому же роду.)
7. Самостоятельная работа творческого х-ра.
  Запишите слова во множественном числе. Выделите корень, суффикс. Утёнок,  цыплёнок, мышонок,  полено, тополь,  поросёнок, жеребёнок, звено. Самопроверка по эталону. Сверьте, правильно ли вы выделили суффиксы?

 

Запишите ответы, определите род.

Что общее есть у пальто и речки? (Рукав.)

Что есть у ребёнка, стула, гриба? (Ножка)

Что есть у девушки, реки, для травы? (Коса)

Синоним слов мир, тишина. (Спокойствие)

Плохой или тощий. (Худой.)

Она сверкает на небе, плавает в воде. (Звезда.)

Кашу и птицу назвали … (Овсянка.)

Животное и ямка, а слово одно. (Норка.)

Определите род имен существительных

Я антоним шума, стука,

Без меня вам просто мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь… (тишина).

 

8. Итог урока.
  К какому роду могут относиться имена существительные? Как определить род имени существительного?
Какие окончания могут иметь имена существительные женского рода? мужского рода? среднего рода?
Здесь же целесообразно вновь вернуться к записке мальчика-иностранца, текст которой учитель привел в начале урока: Так в чем ошибся мальчик?
  Для чего необходимо знать род имени существительного? (Чтобы верно сочетать с именем существительным другие слова в словосочетании и предложении.)
  Стр 110 – обобщение.

 

  Домашнее задание.
  Написать 10 существительных с шипящим звуком на конце.

 

  Рефлексия
  — Каким образом определяем род имён существительных во множествен­ном числе?

— Сколько родов имеет имя существительное?

— Какие слова помогают нам определять род имен существительных?

— У каких существительных невозможно определить род? (У тех, которые употребляются только во множественном числе.)

  — Кто из вас все еще испытывает затруднение при определении рода и числа имен существительных?