«Поэтический мир Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».

 

Дата: 10.02.17 г.       Класс: 10 «А».

Тема: «Поэтический мир Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».

(Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. Жизнь и творчество поэтов. Лирика: «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной..», и т.д.. Лирика: «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…» ) и другие стихотворения поэтов.

Цель урока: ·         выделить существенные признаки поэтики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета о природе
Задачи:

 

 

Форма урока:

Оборудование:

 

•         определить своеобразие поэтики авторов;

•         развивать способности к анализу;

•         воспитывать эстетический вкус читателя.

урок-мастерская;

интерактивная доска, презентации к уроку, портреты поэтов,    иллюстрации с изображением природы, музыкальное сопровождение.

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
І этап.

Орг. момент

I. Организационный момент.

Приветствует учеников.

 

РЕЛАКСАЦИЯ. Слово учителя.

-Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

-Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

Формула удачи: улыбка — настроение — вера в себя — результат.

Формулирует цель урока.

Ученики делятся на группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысливают поставленную цель.

интерактивная доска, презентации к уроку, портреты поэтов,    иллюстрации с изображением природы, музыкальное сопровождение.
ІІ этап.

Проверка дом/ задания.

Проверка дом.задания (опережающим заданием было изучить жизнь и творчество Ф. Тютчева и А. Фета)

Мотивация к изучению нового материала.

Вызвать интерес учащихся к новому материалу.

АССОЦИАЦИЯ: ПОЭЗИЯ.

-С чем ассоциируется это слово?

ПОЭЗИЯ: любовь к природе, Родине, дружба, любовь

Проявляют интерес к изучаемому материалу.

 

 
III. Актуализация знаний.

 

Ведут диалог друг с другом, выполняют творческое задание.

Ученики  1-ой лаборатории «Исследователей» рассказывают о жизни и творчестве поэтов..

Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева.

Поэт родился в 1803 г. в культурной стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Детство провел в усадьбе Овстуга Орловской губернии, Москве и подмосковном имении Троицком. Иван Николаевич Тютчев – отец поэта, был гостеприимным хозяином-помещиком. Екатерина Львовна – мать поэта – умная и впечатлительная, но несколько нервная, имела сильное влияние на сына.

1803—1819 гг. — детство, юность, учеба у С. Е. Раича (домашним образованием Тютчева руководил поэт-переводчик С. Е. Раич, приобщивший своего воспитанника к литературному творчеству). С 12 лет Тютчев проявил интерес к латинской литературе, занимался переводами Горация.

С 1819 по 1821 гг. Тютчев учился в Московском университете на словесном отделении,  увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pensées» («Мысли») Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.
В студенческие годы участвовал в литературной жизни университета, но политикой почти не интересовался. К революционным выступлениям молодежи относился отрицательно.

С 1821 г. Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел, далее  переехал  в  Мюнхен, где началась его карьера дипломатического чиновника.

За границей поэт прожил 22 года. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от России.

1822—1837 гг. — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем в Турине.
Успех  в  творчестве  обеспечили  напечатанные  в  «Современнике» в 1836 г.  стихи  под  заголовком  «Стихи,  присланные  из  Германии». 24 стихотворения  поэта  были  прочитаны  и  одобрены  П. А. Вяземским и В. А. Жуковским. Вопрос об отношении к стихам Пушкина остается спорным и по сей день, но Россия узнала о Тютчеве благодаря Пушкину и его журналу «Современник».

1838 г. — смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.
1839 г. — второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.

1840-е гг. — период становления политического мировоззрения Тютчева.
1844 г. — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».
1850 год знаменателен в творческой биографии поэта. Н. А. Некрасов опубликовал в «Современнике» 92 стихотворения Тютчева. Читающая Россия по-настоящему узнала Тютчева! Его дарование с особой силой сказалось в лирике природы и в лирике любви.

1854 г. — выход первого сборника стихотворений Тютчева

1850—1860-е гг. — усиление трагизма восприятия действительности, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864).
1858—1873 гг. — служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.

1873 г. — смерть Тютчева.

Этапы биографии и творчества А.А.Фета.
Родился в 1820 г. в имении Новоселки Мценского уезда. Точная дата неизвестна (29 октября, 23 ноября, 29 ноября).
1834г. – духовная консистория узнаёт о незаконности метрической записи о рождении поэта. Потрясение, вызванное лишением всех прав и привилегий. Перемена фамилии с Шеншина на Фет. Переезд в лифляндский город Верро, учёба в частном пансионе.
1834-1844гг. – учёба в Московском университете. Дружба с Аполлоном Григорьевым. Увлечение поэзией.
1840г. – первый сборник стихов «Лирический пантеон».
1843г. — публикация в журнале «Отечественные записки» стихотворения, которое явилось поэтической декларацией Фета, «Я пришёл к тебе с приветом…»
1845г. – поступление на военную службу ради получения потомственного дворянства.
1850г. (изменения в 1856г.) – стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…». Издание второго поэтического сборника. Знакомство с Марией Лазич.
1853г. – начало сотрудничества с журналом «Современник».
1856г. выход в свет собрания стихотворений, подготовленных И.С.Тургеневым.
1857г. – женитьба на М.П.Боткиной.
1858г. – выходит в отставку, так и не добившись дворянского звания.
1859г. – разрыв с журналом «Современник».Осложнение отношений с редакциями других журналов.
1860г. – приобретение хутора Степановка. Занятия сельским хозяйством.
1863г. – двухтомное собрание стихотворений – итог 25-летней творческой деятельности.
1873г. – поэту возвращена дворянская фамилия Шеншин. Фет остаётся в качестве псевдонима.
1877г. – приобретение старинной усадьбы Воробьёвка.
80-е гг. – четыре сборника «Вечерних огней» (1883, 1885, 1888, 1891).
1886г. – член Петербургской академии наук.
1889г. – звание придворного камергера.
1892г. – умер.
IV.  «Основные темы и мотивы лирики Тютчеваи Фета» (краткое изложение).  

Поэзия для Тютчева – средство самовыражения, общение с читателем имело меньшее значение.

Анализ стихотворения. «Есть в осени первоначальной»…

При анализе поэзии Тютчева о природе учащиеся будут выявлять особенности его поэтического стиля. При этом необходимо не только обратить внимание на философский характер его лирики, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего («Весенние воды», «Есть в осени первоначальной..», и т.д…  «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…»).                                                      

 ***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тихая лазурь
На отдыхающее поле…
Это одно из очень немногих чисто пейзажных стихотворений Тютчева. Поэт действительно зорок к пейзажу. Он чувствует прелесть ранней осени, когда открывается необъятный простор, а поле-труженик, выполнив «работу», отдыхает. Поэт находит выразительный образ – «Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде». «Отдыхающее поле», прежде чем покрыться снегом, заслуженно «награждается» свыше: на него «льётся чистая и тёплая лазурь».
(природа)

Стихотворение А. Фета  «Я пришел к тебе с приветом».

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.

Анализ стихотворения     

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Фет рассказывает в этом стихотворении о пробуждении природы. Он особенным образом выделяет утреннее солнце, которое «горячим светом по местам затрепетало» и наделяет его энергией и живительной силой. Эта энергия солнца тут же отразилась на всем вокруг:

лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

В этих строках описано не столько реальное явление природы, сколько внутренне состояние и чувства, которые переполняют самого автора. Это внутренние переживания лирического героя, который неимоверно счастлив, что пришло утро. Утро дает ему силу, потому, что он снова сможет увидеть свою возлюбленную. Он мчится к ней на крыльях любви, чтобы подарить это утро, тепло яркого солнышка и свежесть проснувшегося леса.

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова.

Поэт влюблен и безмерно счастлив: все вокруг, его безудержно радует, во всем он видит только самое прекрасное. Эти чувства настолько переполняют лирического героя, что в душе уже зарождается песня вечной любви:

Что не знаю сам, что буду

Петь – но только песня зреет.

Эти строки наиболее ярко отражают состояние влюбленности его души, которая излучает радость и веселье – душа поэта поет.

Эпитеты («весенняя жажда», «горячий свет»)

Олицетворения (“лес проснулся”, “солнце по лиицам затрепетало”)

Метафоры (“пеcня зреет”, “душа счастью служить готова”)

Словарная работа:

брег-берег

гласить-утверждать

боле-больше

чародейка-волшебница, колдунья

мещет-бросать

кредо-убеждение, мировоззрение

упоение-восторг

затрепетать-взволнованно задрожать

лобзания-поцелуи

завеса-скрывает, закрывает собой что-нибудь

мёдом тянет-мёдом пахнет

внятен-слышен.

IV.

Закрепление темы.

 

5 мин.

Задания. Эссе.

 

1.      «Природа в лирике поэтов».

 

2.      «Любовь в русской поэзии».

 

3.      «Поэтический мир Тютчева и Фета».

Учащиеся  пишут эссе.

Таким образом, демонстрируют свои знания, умения, навыки.

 
V.Итоги урока

 

5 мин.

V.Итог урока. Слово учителя.

Итак, подводя итог всему сказанному, сделаем следующие выводы:

А) любовь не обошла стороной ни Фета, ни Тютчева. Оба были счастливы, оба страдали. Для Тютчева характерно изображение любви как трагического чувства. Стихи Фета о любви наоборот наполнены радостью, счастьем (кроме стихотворений, посвящённых Марии Лазич).

Б) Оба поэта сходятся в своём отношении к Родине. Для обоих образ Родины неразрывно связан с образом русской патриархальной деревни, только у Тютчева это крестьянская деревня, а у Фета – помещичья. Однако любовь к России омрачнена необразованностью народа, его смиренностью и долготерпением.

В) И для Тютчева, и для Фета поэзия – это божественный дар, божественная сила, дарованная избранным. А задача поэзии не в том, чтобы решать политические и социальные проблемы времени, а в том, чтобы воспевать прекрасное: природу, любовь, жизнь. Лирика Тютчева и Фета – поэзия чистого искусства.

Есть ещё одна общая тема в творчестве поэтов – это тема природы. Безусловно, и Фет, и Тютчев являются непревзойдёнными мастерами пейзажной лирики.

Но есть и отличительные черты поэтики. Поэзия Фета импрессионистическая: предметы, явления, чувства он изображает обрывками, штрихами, мазками слов, фраз. Тютчеву же свойственна философичность, нежели изобразительность.

Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

— Как вы оцените свою работу?

Учитель контролирует выполнение записей учащимися, проводит рефлексию «АКРОСЛОВО».

Ребята, опишите при помощи слов-эпитетов великих  поэтов  ТЮТЧЕВА и ФЕТА.

 

 

 

Ф – поэт-философ

Е — естественный

Т- творческий                            Т – творческий, талантливый

Ю-служба в Мюнхене

Т-талантливый

Ч-чиновник (в Мюнхене)

Е-естественный

В  — великодушный

ОЦЕНИВАНИЕ.

Фиксируют и анализируют выводы по уроку. Оценивают свою работу.  
 YI. Дом/задание

2 мин.

YI. Домашнее задание. Учитель объясняет особенности выполнения домашнего задания.

Жизнь и творчество Ф. Достоевского.  Обзор произведения «Преступление и наказание».

Записывают домашнее задание в дневники  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КГУ «Средняя школа № 15»

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по русской литературе

 

 

 

 

 

«Поэтический мир Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».

 

 

 

 

Класс: 10 «А»

 

 

Учитель-предметник: Сарсенбаева Г. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Рудный