«Поэтический мир Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».
Дата: 10.02.17 г. Класс: 10 «А». |
||||||
Тема: | «Поэтический мир Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».
(Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. Жизнь и творчество поэтов. Лирика: «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной..», и т.д.. Лирика: «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…» ) и другие стихотворения поэтов. |
|||||
Цель урока: | · выделить существенные признаки поэтики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета о природе | |||||
Задачи:
Форма урока: Оборудование:
|
• определить своеобразие поэтики авторов;
• развивать способности к анализу; • воспитывать эстетический вкус читателя. урок-мастерская; интерактивная доска, презентации к уроку, портреты поэтов, иллюстрации с изображением природы, музыкальное сопровождение. |
|||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | ||||
І этап.
Орг. момент |
I. Организационный момент.
Приветствует учеников.
РЕЛАКСАЦИЯ. Слово учителя. -Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких). -Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. Формула удачи: улыбка — настроение — вера в себя — результат. Формулирует цель урока. |
Ученики делятся на группы.
Осмысливают поставленную цель. |
интерактивная доска, презентации к уроку, портреты поэтов, иллюстрации с изображением природы, музыкальное сопровождение. | |||
ІІ этап.
Проверка дом/ задания. |
Проверка дом.задания (опережающим заданием было изучить жизнь и творчество Ф. Тютчева и А. Фета)
Мотивация к изучению нового материала. Вызвать интерес учащихся к новому материалу. АССОЦИАЦИЯ: ПОЭЗИЯ. -С чем ассоциируется это слово? ПОЭЗИЯ: любовь к природе, Родине, дружба, любовь… |
Проявляют интерес к изучаемому материалу.
|
||||
III. Актуализация знаний.
|
Ведут диалог друг с другом, выполняют творческое задание.
Ученики 1-ой лаборатории «Исследователей» рассказывают о жизни и творчестве поэтов.. Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева. Поэт родился в 1803 г. в культурной стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Детство провел в усадьбе Овстуга Орловской губернии, Москве и подмосковном имении Троицком. Иван Николаевич Тютчев – отец поэта, был гостеприимным хозяином-помещиком. Екатерина Львовна – мать поэта – умная и впечатлительная, но несколько нервная, имела сильное влияние на сына. 1803—1819 гг. — детство, юность, учеба у С. Е. Раича (домашним образованием Тютчева руководил поэт-переводчик С. Е. Раич, приобщивший своего воспитанника к литературному творчеству). С 12 лет Тютчев проявил интерес к латинской литературе, занимался переводами Горация. С 1819 по 1821 гг. Тютчев учился в Московском университете на словесном отделении, увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pensées» («Мысли») Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы. С 1821 г. Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел, далее переехал в Мюнхен, где началась его карьера дипломатического чиновника. За границей поэт прожил 22 года. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от России. 1822—1837 гг. — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем в Турине. 1838 г. — смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой. 1840-е гг. — период становления политического мировоззрения Тютчева. 1854 г. — выход первого сборника стихотворений Тютчева 1850—1860-е гг. — усиление трагизма восприятия действительности, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864). 1873 г. — смерть Тютчева. Этапы биографии и творчества А.А.Фета. Поэзия для Тютчева – средство самовыражения, общение с читателем имело меньшее значение. Анализ стихотворения. «Есть в осени первоначальной»… При анализе поэзии Тютчева о природе учащиеся будут выявлять особенности его поэтического стиля. При этом необходимо не только обратить внимание на философский характер его лирики, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего («Весенние воды», «Есть в осени первоначальной..», и т.д… «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…»). *** Где бодрый серп гулял и падал колос, Блестит на праздной борозде. Стихотворение А. Фета «Я пришел к тебе с приветом». Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что лес проснулся, Рассказать, что с той же страстью, Рассказать, что отовсюду Анализ стихотворения Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Фет рассказывает в этом стихотворении о пробуждении природы. Он особенным образом выделяет утреннее солнце, которое «горячим светом по местам затрепетало» и наделяет его энергией и живительной силой. Эта энергия солнца тут же отразилась на всем вокруг: лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой. В этих строках описано не столько реальное явление природы, сколько внутренне состояние и чувства, которые переполняют самого автора. Это внутренние переживания лирического героя, который неимоверно счастлив, что пришло утро. Утро дает ему силу, потому, что он снова сможет увидеть свою возлюбленную. Он мчится к ней на крыльях любви, чтобы подарить это утро, тепло яркого солнышка и свежесть проснувшегося леса. Рассказать, что с той же страстью, Как вчера пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова. Поэт влюблен и безмерно счастлив: все вокруг, его безудержно радует, во всем он видит только самое прекрасное. Эти чувства настолько переполняют лирического героя, что в душе уже зарождается песня вечной любви: Что не знаю сам, что буду Петь – но только песня зреет. Эти строки наиболее ярко отражают состояние влюбленности его души, которая излучает радость и веселье – душа поэта поет. Эпитеты («весенняя жажда», «горячий свет») Олицетворения (“лес проснулся”, “солнце по лиицам затрепетало”) Метафоры (“пеcня зреет”, “душа счастью служить готова”) Словарная работа: брег-берег гласить-утверждать боле-больше чародейка-волшебница, колдунья мещет-бросать кредо-убеждение, мировоззрение упоение-восторг затрепетать-взволнованно задрожать лобзания-поцелуи завеса-скрывает, закрывает собой что-нибудь мёдом тянет-мёдом пахнет внятен-слышен. |
|||||
IV.
Закрепление темы.
5 мин. |
Задания. Эссе.
1. «Природа в лирике поэтов».
2. «Любовь в русской поэзии».
3. «Поэтический мир Тютчева и Фета». |
Учащиеся пишут эссе.
Таким образом, демонстрируют свои знания, умения, навыки. |
||||
V.Итоги урока
5 мин. |
V.Итог урока. Слово учителя.
Итак, подводя итог всему сказанному, сделаем следующие выводы: А) любовь не обошла стороной ни Фета, ни Тютчева. Оба были счастливы, оба страдали. Для Тютчева характерно изображение любви как трагического чувства. Стихи Фета о любви наоборот наполнены радостью, счастьем (кроме стихотворений, посвящённых Марии Лазич). Б) Оба поэта сходятся в своём отношении к Родине. Для обоих образ Родины неразрывно связан с образом русской патриархальной деревни, только у Тютчева это крестьянская деревня, а у Фета – помещичья. Однако любовь к России омрачнена необразованностью народа, его смиренностью и долготерпением. В) И для Тютчева, и для Фета поэзия – это божественный дар, божественная сила, дарованная избранным. А задача поэзии не в том, чтобы решать политические и социальные проблемы времени, а в том, чтобы воспевать прекрасное: природу, любовь, жизнь. Лирика Тютчева и Фета – поэзия чистого искусства. Есть ещё одна общая тема в творчестве поэтов – это тема природы. Безусловно, и Фет, и Тютчев являются непревзойдёнными мастерами пейзажной лирики. Но есть и отличительные черты поэтики. Поэзия Фета импрессионистическая: предметы, явления, чувства он изображает обрывками, штрихами, мазками слов, фраз. Тютчеву же свойственна философичность, нежели изобразительность. —Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? — Как вы оцените свою работу? Учитель контролирует выполнение записей учащимися, проводит рефлексию «АКРОСЛОВО». Ребята, опишите при помощи слов-эпитетов великих поэтов ТЮТЧЕВА и ФЕТА.
Ф – поэт-философ Е — естественный Т- творческий Т – творческий, талантливый Ю-служба в Мюнхене Т-талантливый Ч-чиновник (в Мюнхене) Е-естественный В — великодушный ОЦЕНИВАНИЕ. |
Фиксируют и анализируют выводы по уроку. Оценивают свою работу. | ||||
YI. Дом/задание
2 мин. |
YI. Домашнее задание. Учитель объясняет особенности выполнения домашнего задания.
Жизнь и творчество Ф. Достоевского. Обзор произведения «Преступление и наказание». |
Записывают домашнее задание в дневники |
|
|||
КГУ «Средняя школа № 15»
Открытый урок по русской литературе
«Поэтический мир Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».
Класс: 10 «А»
Учитель-предметник: Сарсенбаева Г. А.
г. Рудный