Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи

Тип урока

Тема урока

 

Цель урока:

 

Задачи:

А) образовательная

 

Б) Воспитательная

 

 

 

В) Развивающая

 

 

 

 

 

Методы и методические приемы:

Оборудование:

 

Дополнительная литература:

 

 

План урока:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

?

?

?

?

?

?

 

?

 

?

?

 

?

 

 

Демонстрация слайдов:

Слайд:1

 

 

 

Слайд:2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд:4-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд:6

 

 

 

 

 

 

Слайд:7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд:14

 

 

?

?

?

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала.

Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи

найти общие черты строения у змей и ящериц, как пресмыкающих животных; установить причины особенностей строения змей.

1.Ознакомить с представителями  класса пресмыкающихся змеи и ящерицы и  рассмотреть сходства и различия в особенностях строения , выяснить их значение в природе и жизни человека.

1.Воспитывать  интерес к изучению данного класса животных, а также бережное отношение к природе

2. Формирование навыков и умений работы с демонстрационным, и раздаточным материалом.

1.Дальнейшее развитие умений и навыков работы с источниками дополнительной информации; дидактическим и наглядным материалом.

2.Развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа изученного материала и предъявлять результаты своей деятельности.

Словесный: объяснительная беседа, рассказ;

Наглядный: демонстрация презентации;

 

Медиапроектор, экран, презентация.

 

Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк./Б.Е. Быковский,Е.В. Козлова,А.С. Мончадскийи др.;М.: Просвещение ,1989.-256 с.:ил.

 

 

Этапы урока:

I.                   Организационный момент   (1-2мин.).

II.                Проверка знаний по теме « Внутреннее  строение пресмыкающихся разных отрядов».  (10 мин.)

III.             Изучение нового материала «   Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи» (20-25мин.)

IV.             Закрепление и обобщение (3-4мин.)

V.                Домашние задание (2 мин.).

 

Ход урока:

Здравствуйте! Садитесь. На прошлом уроке мы говорили о  «Внутреннем  строения пресмыкающихся». Проверим, как вы усвоили данный материал.1 ряд решает тесты по вариантам,2 ряд-опрос учителем и 3 ряд- самостоятельная работа по вариантам.

Назовите характерные особенности  пресмыкающихся?

Какие изменения произошли в дыхательной и кровеносной системах пресмыкающихся в связи с их выходом на сушу?

Из каких отделов состоит скелет пресмыкающихся?

На какие отряды делятся пресмыкающиеся?

Проверка домашнего задания таблица

Мы сегодня продолжаем говорить о пресмыкающихся.

Как называется раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся?( герпетология)

Как по-другому называют пресмыкающих?( рептилии)

Почему им дали такое название – пресмыкающие? (потому что способ передвижения ползание, премыкание по земле)

Каких пресмыкающих, кроме ящериц, вы знаете? (змеи, ужи, черепахи, крокодилы, игуалы, вараны, агама, крутыголовка, гаттерия,  хамелионы).

И тема нашего  урока- «Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи». На уроке мы должны  найти общие черты строения у змей и ящериц, установить причины особенности строения змей.

Сравнительная таблица сходство ящерицы и змеи

 

Ящерица Змея
1.Тело покрыть роговыми чешуйками защищают организм от высыхания.

2. Живут в сухих местах

3. Роговые чешуйки защищают тело от повреждений.

4. Жесткая сухая кожа.

5. Происходит несколько линек

6. 8 шейных позвонков.

7. Дыхание легочное

8. Язык служит для осязания и обоняния (запах и вкус). Языком ощупывают предметы.

9. Сердце 3-х камерное

10. Яйцекладущие

11. Впадают в спячку (где холодно)

12.Раздельнополые

13. Оплодотворение

нутри самки.

Сравнительная таблица различия ящерицы и змеи

Ящерица Змея
1.Голова поворачивается легко во все стороны (8 позвонков), 2 шейных соединены с черепом. 1.У змей на брюшной стороне имеются крупные щитки расположенные поперек тела.
2. Нет  ядовитых желез 2. Есть ядовитые железы
3. Есть конечности, роговые коготки, хорошо развиты мышцы ног.

 

3.Отсутствуют конечности передвигаются следующим образом: позвонки соединяются шаровидными суставами, поэтому большая подвижность позвоночника.
4. Есть грудная клетка- ребра 5 пар, защищают внутренние органы. 4.Нет грудной клетки,ребра соединяются подвижно с позвонками и при движении тела змеи движется вперед и назад

« змея ходит на своих ребрах».

5. Есть веки — подвижные 5. Глаза змеи имеют веки, затянуты прозрачной роговой пленкой ( неподвижный взгляд).
6. Длина тела небольшая (10 см.-4 м.) 6. Длина тела большая (8см-12 м)
7. Слух лучше 7. Слух хуже – нет барабанной перепонки, среднего уха, слуховой проход затянут кожей, но хорошо развито внутреннее ухо.

Для змей характерны термолокаторы – на голове у многих  есть ямки.  Они могут улавливать разницу в температуры, равную в тысячной доле градуса. С помощью этого приспособления змея находит своя жертву в темноте. У змей есть острые, загнутые назад зубы. Сверху во рту есть ядовитая железа и ядовитый зуб. А снизу выходит дыхательное горло и язык. При укусе яд стекает в ранку из ядовитых желез по каналу ядов зуба.

Змеи

 

Ядовитые змеи                                      Неядовитые змеи

-тайпаны;                                                                                     — удавы

— мамба;                                                   — полозы;
— гадюка;                                                                                      — питоны: — кобра;                                                                                               -ужи

— эфа;

— гремучая змея.

 

Уж обыкновенный –род неядовитых змей, средних размеров, он отличается от других змей желтоватыми или оранжевыми пятнами по бокам головы. Живет по берегам рек, озер, на пойменных лугах. Хорошо плавает, ныряет. Питается лягушками, рыбой – заглатывая живьем.

Гадюка обыкновенная — ядовитая змея, вдоль спины идет черная  зигзагообразная полоса, которая переходит в голоду. Лесная и лесостепная зона,  размещается неравномерно. Питается мышевидными грызунами: мыши, хомяки, птенцами, лягушками.

Яйц не откладывает, а рождает живых детенышей. Зимуют в земле, в норах грызунов, под стогами сена.

Меры предосторожности и оказания первой медицинской помощи:вводить сыворотку противоядную. Некоторые разрезают ранки, яд отсасывают, прижигают укушенное место – это только ухудшает положение. Госпитализировать пострадавшего.До врача нужно поить горячим чаем.

Применение змеиного яда: в медицине: бронхиальная астма, стенокардии, кровеостанавливающее. Из яда гюрзы – лекарство от гемофилии.

Каких ядовитых змей вы знаете?

Что такое термолокаторы у змей?

Как движутся змеи?

Расскажите об особенностей ужей?

Где и чем питаются гадюки?
Где применяют змеиный яд?

Итак, мы сегодня изучили характерные особенности змей.  Узнали общие черты строения  змей и ящериц. Спасибо за урок!!!

 

 

Домашняя работа:

Подготовить презентации, доклады о самых удивительных и причудливых пресмыкающихся.

1 вар-нт «Ящерицы»

2 вар-нт «Ядовитые змеи»

3 вар-нт «Неядовитые змеи»

4 вар-нт «Крокодилы»

5 вар-нт «Черепахи»

6 вар-нт «Интересные факты о пресмыкающихся»