Сложное  предложение.

Сложное  предложение.

Урок русского  языка в 9 классе  с казахским  языком обучения.

Цели  урока:

Познавательные:       Углубить  знания  о предложении,  средствах  связи  в  нем,                                       формировать  умения  различать простые и сложные предложения,  учить анализировать и делать выводы;

Развивающие :         совершенствовать  языковые и пунктуационные  умения и навыки,  развивать  навыки  синтаксического разбора;

Воспитательные:     способствовать  воспитанию   интереса  к  русскому  языку,   стремление       к  знаниям

 Тип  урока:             усвоение  новых знаний

  Методы  урока:       словесный, практический, частично- поисковый

  Оборудование:        интерактивная  доска,  слайды,  учебник  «Русский  язык»  для  9   класса (авторы Е.Х. Исмагулова, Ф. Т. Саметова)  издательство «Арман», тесты;

 

Ход  урока:

І. Организационный момент

Подготовка  класса к  уроку, запись даты и темы урока.

ІІ. Психологический  настрой

Улыбнитесь  друг   другу

Улыбнитесь гостям  и мне

Сегодня  на уроке  мы  познакомимся  с темой  «Сложное  предложение».

Чтобы  приступить  к  основной  работе,  надо  вам  разомнуться.

ІІІ. Моментальное  тестирование

Актуализация  прежних  знаний  с помощью  таблицы  из  9  окошек.  На  интерактивной доске  появляется пустая  таблица.

1 2 3
4 5 6
7 8 9

Учитель  задает вопросы  если ученики согласны,  окошко  не закрашивается,  если   нет, закрашивается.

  1. Грамматическая основа односоставного  предложения – подлежащее и сказуемое

Нет )

  1. Предложение.  Мы  решили  поехать  в путешествие – простое. (  Да  )
  2. Подлежащее – это второстепенный член  предложения.  ( Нет )
  3. Словосочетанием  называют  два  слова , связанных  по  смыслу и грамматически

Да )

  1. В словосочетании первая  награда главное  слово – награда.    ( Да )
  2. Сказуемое — это главный  член  предложения. ( Да )
  3. Предложение. Где вы были – по цели высказывания- побудительное ( Нет )
  4. Типы подчинительной  связи:  согласование, управление, примыкание ( Да )
  5. Предложение. Пишите  чисто  и  аккуратно. – вопросительное ( Нет )
1 2 3
4 5 6
7 8 9

 

ІV. Усвоение  новых  знаний.

Перед  вами  на  экране два  предложения. Запишите  их

  1. Ночь прошла  под  большой  луной.
  2. Ночь прошла  под  большой  луной, и  к  утру лег  первый  снег.

По  какому  принципу  мы будем  определять  вид  предложения?  Вывод:

  1. В первом  предложении  одна  грамматическая  основа – простое  предложение  Какая?..    (Ночь  прошла)
  2. Во втором  — две  грамматические  основы —  сложное  предложение.  Какие?..

(Ночь прошла (1), лег снег (2))

Теперь  смотрим  на экран. ( На  экране  правила)

*По составу (наличию  грамматических  основ) предложения  могут  быть простыми  и  сложными.

Простыми  называются предложения  с  одной  грамматической  основой. (подлежащее и сказуемое)

Сложное предложение  состоит  из  двух или  нескольких  простых  предложении

( грамматических  основ)

Простые  предложения  в  составе  сложного  друг от друга  отделяются запятыми.

Простые  предложения  объединяются в  одно  сложное  по смыслу  и  интонационно и соединяются  с помощью  союзов  или  бессоюзно

  1. V. Работа со схемой ( на  экране схема «Сложное  предложение»)

 

                                               Сложное предложение

 

 

Союзные                                                                                   Бессоюзные

 

 

Средства   связи:                                                                    Средства   связи:

союзы,  союзные  слова,                                                        интонация

интонация                                                                                (запятая, двоеточие, тире,            

                                                                                                    точка с запятой)

 

Сложносочиненные (ССП)                                                   Сложноподчиненные  (СПП)

( и, да, но, а, зато, же, однако,                                              ( что,  чтобы, когда, потому что  что,то…  то, либо, или, также,  тоже)                                     где, куда, так  как)

 

 

  1. VI. Цифровой диктант.

Работаем с  учебником  упражнение № 3 (стр. 25)

Определите  вид предложения  и запишите под  номером

І —  Простое  предложение

ІІ – Сложное предложение

  1. Прозвенел звонок  веселый, начинается  урок.
  2. Листья в поле пожелтели.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ІІ І ІІ ІІ І І ІІ І І ІІ

 

VІІ.  Объяснительное списывание.

Ученики  работают у  доски над упражнением № 4 (стр.26)

Дать  предложениям  характеристику (устно) и построить их  схемы (письменно)

  1. Утром шел  дождь, и  трава  еще была  мокрая.

 Это  сложное предложение  состоит  из  двух  простых предложений:

  • Утром  шел  дождь.  2) Трава  еще была  мокрая.

Простые  предложения связаны между  собой  союзом  и (соединительным  союзом),

перед  союзом ставится  запятая.

Схема:1. [=        ],  и [         =   ].

  1. [ = ], но [      = ]. 3. [      = ], но [        = ]. 4. [      = ], и  [       = ].

VІІІ. Конструирование предложений.

(На  экране появляются  предложения)

Образуйте  из  двух простых предложений  сложное предложение, подбирая по  смыслу союзы. Сложные  предложения  запишите,  расставляя знаки препинания.

  • Прошло  несколько  времени. Здоровье  бедного Дубровского  все  еще было  плохо.
  • Мне предоставили отпуск.  Я с семьей  уехал  отдыхать.
  • Дверь распахнулась. На пороге появился  Никита.
  • С вечера подморозило.  Лужи покрылись тонким пузырчатым льдом.
  1. Прошло несколько  времени, но здоровье  бедного Дубровского  все  еще было  плохо.
  2. Мне предоставили отпуск, и я с семьей  уехал  отдыхать.
  3. Дверь распахнулась, и на пороге появился  Никита.
  4. С вечера подморозило, и  лужи покрылись тонким пузырчатым льдом.

ІХ. Пунктуационная минутка.

На  экране появляются  предложения, надо в них, внимательно приглядевшись, расставить  знаки препинания  и  определить  тип предложения.

  1. Весна начинается медленно и  осень незаметно подкрадывается.
  2. Белкa песенки  поет да орешки  все  грызет.
  3. Заря уже  занималась в  небе  когда  мы  вышли  на  горную  дорогу.
  4. Она требовала  чтобы  я  все больше заучивал  стихов.
  5. Взошло солнышко  все  вокруг  ожило.
  6. Весна начинается  медленно, и  осень незаметно подкрадывается.(ссп)
  7. Белка песенки  поет,  да орешки  все  грызет. (ссп)
  8. Заря уже  занималась в  небе,  когда  мы  вышли  на  горную  дорогу. (спп)
  9. Она требовала,  чтобы  я  все больше заучивал  стихов.  (спп)
  10. Взошло солнышко,  все  вокруг  ожило.  (бсп)

Х.  «Проверь  себя»

  1. Сложные предложения бывают:

а. распространенные и  нераспространенные

б. союзные и бессоюзные

в. полные  и  неполные

  1. Найдите сложное предложение

а. Я пойду в  лес.

б. То  ли гречка цветет,  то ли  речка  течет.

в. Ученики  пришли  на  субботник.

  1. Раздел грамматики, который изучает словосочетание  и предложение

а. фонетика

б. синтаксис

в. морфология

  1. Укажите сложносочиненное предложение:

а. Я  жить  хочу,  чтоб мыслить и страдать

б. В  лесу  надо  действовать  так, чтобы растерянность никогда не  приходила.

в. Он  лежал  на  спине, и  солнце  светило  ему  прямо  в  лицо.

  1. Укажите сложноподчиненное предложение:

а. К вечеру  небо  очистилось  от  туч, и ночь обещала быть холодной

б. Утром по следам  можно прочесть все, что творилось в  ночном  лесу.

в. Пришла долгожданная весна.

  1. Сложное предложение:

а. состоит  из  двух  и  нескольких  простых  предложений.

б. обозначает признак действия

в. состоит из  одной  грамматической основы

ХІ. Подведение  итога  урока и комментирование оценок.

ХІІ. Рефлексия

Что  вы  узнали  на  уроке?

Понравился ли  вам  урок?

ХІІІ. Домашнее задание

Написать  мини – сочинение на  тему  зимы.