«Повышение мотивации к обучению на уроках казахского языка в 7 а классе в процессе создания коллаборативной среды, апробации и внедрения элементов критериального оценивания»

 Рефлективный отчет

Тема исследования: «Повышение мотивации к обучению на уроках казахского языка в 7 а классе в процессе создания коллаборативной среды, апробации и внедрения элементов критериального оценивания»

Цели исследования:  определить степень повышения мотивации к  обучению учащихся 7 а класса в процессе создания коллаборативной среды, апробации и внедрения элементов критериальног о оценивания.

Ожидаемый результат: повышение мотивации к обучению через создание коллаборативной среды, апробации и внедрения элементов критериального оценивания.

 

 

Фокус-группа в составе учителей первого уровня Бойко Г.С, учителя второго уровня Матвеевой С.А, Жуматовой Ж.З., Мамельбаевой Г.С., учителя третьего уровня Сатыбалдиной К.Д. провели исследование, используя подход Lesson Study. Ерменова М.Т. провела уроки с подходом Lesson Study  по теме: «Повышение мотивации к обучению на уроках казахского языка в 7 а классе в процессе создания коллаборативной среды, апробации и внедрения элементов критериального оценивания»  в 7 «А» классе с целью наблюдения, произойдет ли повышение мотивации к обучению, что повлияло бы на  качество знаний учащихся.

 

Мною  было проведено 3 урока по  разделу «Спорт. Қазақстанның белгілі спортшылары».  Была определена единая цель, объединяющая серию последующих уроков:  определить степень повышения мотивации к обучению в процессе создания коллаборативной среды, апробации и внедрения элементов критериального оценивания. Были выбраны  3 учащихся, за которыми осуществлялось наблюдение на протяжении серии уроков.

Таблица№1

Ученица А

С высоким уровнем интеллекта,   быстро осваивает изучаемый материал. Очень любознательна, всесторонне развита. Неоднократная победительница олимпиад разного уровня: от школьного до международного.

Ученик В

 

Со средним уровнем знаний, спокойный, немного скован. Активностью на уроке не отличается. Старается, но не всегда получается. Причина выбора-будет ли проявлять активность при работе в группах.

Ученица С

С низким уровнем успеваемости, но старательна. Замкнута, одноклассники сторонятся. Причина, по которой я выбрала именно ее-пронаблюдать, как она будет работать в группе и поменяется ли к ней в процессе групповой работы отношение одноклассников.

Старается выполнять задания быстро, четко, правильно, успевает координировать работу в группе. При выполнении функции «посла» вместо положенной нормы 6-7 предложений составила и пересказала 12 предложениий. Переживает за низкие результаты группы. Старается, но все же скованность и неуверенность чувствовалась. Превзошла ожидания, проявляла активность, держалась уверенно

 

Большое значение для проведения процесса  урока было создание коллаборативной среды, которая благотворно влияет на дальнейший ход  урока. Создавалась она путем проведения таких тренингов как «Мен саған тілеймін», «Менің атым …», через игру во время минуты отдыха. Но деление на группы проводила я сама, так как именно в этом классе есть учащиеся, являющиеся непринятыми, на мой взгляд, и поэтому мне самой было интересно пронаблюдать, как они будут взаимодействовать с одноклассниками при организации групповой работы. Также в каждой из групп находился учащийся с высоким уровнем знаний для того, чтобы руководить процессом групповой работы.

В процессе исследования   на уроках  каждой группе был дан оценочный лист, в который   учащиеся заносили     баллы за ответы  по разработанным критериям взаимооценивания.Также  в оценочном листе  было указано, сколько максимально возможно заработать баллов за урок, чтобы получить ту или иную оценку. Таким образом,  каждый ученик имел возможность наблюдать степень накопления своих баллов.

На 1-м уроке мной были применены следующие задания:

1/ для создания коллаборативной среды я использовала тренинг «Мен саған тілеймін»

2/ с целью развития речи был проведена минута развития речи по теме «Көктем»

3/ с целью активизации полученных знаний словарная работа-вспомнить слова по частям речи и составление словосочетаний

4/ на этапе закрепления техника «Синквейн»

С целью учета возрастных особенностей учащихся были разработаны дифференцированные задания. Например, словарная работа включала задания на определение соответствий, письмо по памяти, а работа с текстом предполагала такие задания, как перевод, составление вопросов и кластера. Также было разработано задание на выявление уровня всестороннего развития.

После проведения 1-го урока, с учетом данных рекомендаций по улучшению качества урока, в поурочный план были внесены коррективы.

На 2-м уроке большая часть носила практический характер: работа с новыми словами, работа с текстом, техника «Посол» и задание «Сөз тіркестен-сөйлем».

3-ий урок больше носил соревновательный характер, все задания проводились на четкий регламент: суретті диктант, ойынды анықта, жарнама жаса. На этапе проведения минутки отдыха ребята играли в асыки, что также способствовало формированию дружеской обстановки между командами.

На всех трех уроках я старалась разнообразить задания, чтобы они не были однотипными. Каким образом на уроках были использованы идеи 7 модулей Программы?

Модуль ИКТ-предварительное задание для учащихся о сборе информации о спортсменах, проведение физминуток и просмотр видеосюжета.

Учет возрастных особенностей-дифференцированные задания

Управление и лидерство в обучении-функция спикеров, послов и оценщиков

Новые подходы в обучении-создание коллаборативной среды, работа в группах

Талантливые и одаренные-назначение их в качестве спикеров, послов и оценщиков

Оценивание для обучения-самооценивание, взаимооценивание

Критическое мышление-техники «Синквейн», диаграмма Венна

После каждого урока была проведена рефлексия. Если после первого урока по выбранной мной таблице рефлексивного листа я не могла определить впечатления учащихся относительно пройденного урока, то я решила использовать на следующем уроке другой вид рефлексии и после второго урока на вопрос «Что было трудным?» из 12 учащихся 3 ответили-не было трудно, на вопрос «Что было интересным?»-4 ученика написали «Работать в группах»

Из 3 исследуемых учащихся, принявшим участие в анкетировании, все трое на вопрос «Что тебе больше всего понравилось на уроке?», все дали однозначный ответ «работать в группах» на вопрос «Что бы ты изменил, если бы тебе пришлось работать в другой группе, написали «ничего».

В целом, просматривая рефлексию «Лестница успеха» по трем урокам, который заполняли все учащиеся класса, я была удивлена тем, что из 12 учащихся группы 1 ученица ответила «Я не могу это сделать» (на 1-ом уроке). На 2-м она написала «Я попытаюсь», на 3-м «Это же так просто». 1 учащийся на 1-ом уроке задался вопросом «Как мне это сделать?». А 4 учащихся на 1-ом уроке отметили лесенку «Я попытаюсь».

 

В результате проведенного исследования можно увидеть следующие изменения:

 

№ урока Ученик А Ученик В Ученик С
 1   Пассивно принимает участие в работе группы, ответы не всегда полные, задания выполняет частично, испытывает затруднения Сидит молча, больше наблюдает за работой членов группы, далее начинает подсказывать, хорошо организовала физминутку
 2 +

Лидерство взяла в свои руки. Произношение хорошее. Выполнила правильный перевод слов.

Ответы неполные.

Справляется с заданиями низкого порядка, частично испытывает затруднения при выполнении заданий средней степени сложности, активизируется, самокритичен, оценивает свою работу правильно Выходит к доске, отвечает спокойно, с желанием читает выполненное задание. Последующие ответы правильные.
 3 Нарисовала и выступила при работе с текстом, активно участвовала в игре, в создании рекламы проявила большую активность Ответы неполные Активен, предлагает варианты ответов, выступает перед аудиторией, чувствует себя более уверенно Во время проведения словарного диктанта быстро называет слова, хорошо играет в асыки.

 

И сделать следующие выводы: работа в группах принесла положительные результаты. Во-первых, те учащиеся, которые практически с одноклассниками не взаимодействовали, в группе вели себя более открыто и свободно.

Во-вторых, наблюдаемые В и С активизировались, принимая участие в работе группы, показали себя только с положительной стороны, а наблюдаемая А очень сильно переживала по поводу низких результатов на одном из уроков, что заставило ее на другом уроке четко распределить обязанности внутри группы.

 

 

Для себя на перспективу я наметила следующее:

1/ на уроках активизировать групповые формы работы

2/ при делении учащихся на группы использовать различные виды деления

3/ учить учащихся совместному разрабатыванию критериев

4/ разнообразить проводимые тренинги