Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч. Айтматова «Белый пароход»

Открытый урок в 8 «Ә» классе

Учитель: Омарова Назкен Сапаровна

Тема: Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч. Айтматова «Белый пароход».

Цели урока:

1.Образовательная: углубить интерес  к изучающему чтению повести Ч. Айтматова; опираясь на текст раскрыть внутренний мир героев повести. Подвести учащихся к пониманию вопросов: в чем заключается истинная доброта человека, мечта человека.

  1. Развивающая: развивать навыки критического мышления, умение работать самостоятельно, делать выводы и обобщения.
  2. Воспитательная: активно содействовать гармоничному развитию и становлению личности. Научить сопереживать, осознавать, понимать. Воспитать высокие нравственные качества: доброту, высшую справедливость, любовь к природе, к животным, уважения к человеку, к его внутреннему миру.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Методы обучения:

Метод творческого чтения

Приёмы: беседа, активизирующая впечатление от текста.

Эвристический

Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданный вопрос; выборочный пересказ; анализ образа героя; привлечение смежных видов искусств (эпизоды из одноимённого фильма).

Исследовательский метод

Приёмы: проектная работа.

Репродуктивный метод: слово учителя.

Формирование ключевых компетенций:

— освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся, языковой компетенции, компетентности чтения, компетентности разрешения проблем, информационной компетентности.

Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации слайдов

Ход урока:

  1. I. Организационный момент.(1 мин)

— Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.

II.Актуализация знаний

Слово учителя

Сегодняшний урок я хочу начать с легенды. А звучит она так.

Афиняне спросили философа:

— Что ты ищешь, философ, днём с огнём?

— Я ищу человека, — ответил он.

— Кого? Меня? Его?

— Я ищу человека, — повторил мудрец.

Классик русской литературы 19 века Ф.М.Достоевский писал: «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Современные писатели, поэты, художники тоже пытаются разгадать тайну человеческой души, исследуют противоречия нашего общества, ищут пути борьбы со злом и бездуховностью.

III.Цели урока

Сегодня и мы поговорим о человеке, о том, что в жизни должно быть ценно, а что нет. Рассмотрим нравственные проблемы повести Ч.Айтматова «Белый пароход» на основе легенды о Рогатой матери-оленихе.  Проследим, как автор изображает положительных и отрицательных  героев; и, надеюсь, посмотрим на себя со стороны: добры ли мы,  ответственны ли за свои поступки,  бережно ли  относимся  к окружающему миру.

Откройте тетради, запишите тему «Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч. Айтматова «Белый пароход»

Эпиграфами сегодняшнего  урока станут слова родоначальника таджикской классической поэзии, поэта IX  века Абуль Хасана Рудаки  и  писателя 20 века, автора повести  «Белый пароход».

Жизнь — это море!
Плыть желаешь?
Построй корабль из добрых дел… —  

советовал  Абуль Хасан Рудаки 

А Ч.Айтматов, понимая, что добро приходит из детства утверждал:  

 Детская совесть в человеке как зародыш в зерне,

 без зародыша зерно не  прорастает.

Ч.Айтматов, «Белый пароход»

Человек со своим внутренним миром – главная фигура в литературе.

— А что вы вкладываете в понятие «человек»? Что нужно, чтобы быть человеком?

  1. Чтение письменных ответов (домашнее задание) 2
  2. Слово учителя (слайд)

Приятно было слышать ваши рассуждения. Главное, чтобы ваши слова не остались словами на бумаге.

«Литература, – говорил Чингиз Айтматов, – должна самоотверженно нести свой крест, вторгаться в сложности жизни затем, чтобы человек знал, любил, тревожился за своё доброе, лучшее, достойное в себе, в людях, в обществе. В этом я вижу истинное назначение искусства». Писатель остался верен своему слову… Давайте послушаем небольшое сообщение.

4.Индивидуальное задание (ученик) Аружан

Чингиз Торекулович Айтматов (1928 – 2008) родился в горном кишлаке Киргизии. Трудности не обошли его стороной. В 1937 году его отец, крупный партийный деятель, был незаконно репрессирован. Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война тоже отложила свой отпечаток на судьбу подростка. Тема сиротства — незатухающая боль писателя, поэтому он часто обращался к ней в своих произведениях: «Первый учитель», «Ранние журавли», «После сказки» или «Белый пароход».

«Белый пароход» — трагическая повесть о детстве, разрушенном жестокостью взрослых. Это одна из лучших повестей автора, написана она в  1970 году. Во всех произведениях Ч. Айтматов поднимает нравственные проблемы, а для повести “Белый пароход”, в частности, характерна тема добра и зла как центральная тема творчества писателя.

5.Творческая работа «Мои ассоциации» (слайд)

Работа в тетради.

Запишите ассоциации к слову

— Нравственность – это… (ответы учащихся)честность,доброта, справедливость

 

На доске

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Основное понятие нравственности – добро, главное противоречие – зло. (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

  1. Новая тема

Кадры из диафильма о Чингизе Айтматове, где говорится о «Белом пароходе».

Слово учителя: Сегодня наша задача познакомиться с легендой о Рогатой матери.

Вглядимся в лицо мальчика.

Опишите его лицо.

Карлова Меруерт: Это лицо ребенка, у которого взрослые глаза.

Маханбетова Диана: Грустное и серьезное лицо ребенка, который знает что-то лучше, чем взрослые.

Учитель: Почему эта легенда самая любимая у деда Момуна и его внука? На этот вопрос мы ответим в конце урока. А теперь прочитаем выразительно первый абзац. Его тема – первый пункт плана в тетради.

  1. Киргизское племя на берегу большой и холодной реки Энесай.

Учитель: Прочитайте наиболее важные цитаты из отрывка на тему:

  1. Разные народы на этой реке жили в постоянной вражде.

Исабеков Султан: «Человек не жалел человека. Человек истреблял человека…»

Мэльс Гульдана: «…некому стало хлеб сеять, скот умножать, на охоту ходить…»

Исабеков Султан: «Легче стало жить грабежом: пришел, убил, забрал».

Учитель: Выпишите в тетрадь действия человека под знаком «+» и «».

Косаева Макпал: «»: «жгли жилища», «угоняли скот», «убивали людей».

Серикбаева газиза: «+»: «хлеб сеять», «скот умножать», «на охоту ходить».

Учитель: Найдите в тексте вывод.

Есенбек Марал: «Помутился разум у людей».

Учитель: Соедините текст с современностью.

Тлекеева Балнура: Очень похоже на Украину, там ведь тоже льется кровь, нет мирной жизни.

Учитель: Отметьте отношение природы к человеку.

Мэльс Гульдана: Она протестует: появилась странная птица с человеческим голосом, которая пела и плакала жалобно: «Быть великой беде!» Но люди ее не понимали.

V.Пересказ эпизода.

  1. Похороны киргизского вождя

Прочитайте сцену «Нападение врагов на племя». Выпишите опорные слова.

  1. Нападение врагов на племя.

Реплики ребят:

невиданное побоище (эпитет)

убивали всех подряд

покончить с дерзким племенем киргизов

чтобы «время занесло сыпучим песком следы прошлого» (метафора)

Учитель: Найдите в тексте главную авторскую мысль. Запишите в тетрадь.

Тлекеева Балнура: Человека долго рожать и растить, а убить – скорее скорого.

Учитель: Какова реакция врагов на поголовное убийство?

Мажибаев Нурдаулет: Радуются богатству, празднуют победу, нет угрызений совести.

Учитель: Как вы думаете, почему выжили мальчик и девочка из племени киргизов?

Майдабеков Улан: Убежали тайком от родителей в лес драть лыки на лукошки.

Бекболат Марал: Природа против того, чтобы племя исчезло с лица земли.

Учитель: А теперь – устное словесное рисование: портреты детей, их поступки, жесты, когда они узнали о трагедии.

Алдаберген Дулат: Они застыли от ужаса, потом бросились к родной юрте. Мальчик схватил окровавленную руку мертвого отца, стоит с широко открытыми глазами. Девочка, рыдая, упала на мать.

Омарова Гаухар: Они мечутся по стойбищу, кругом трупы. Дети застыли, прижавшись друг к другу. Потом побежали, взявшись за руки, вслед за врагами прочь от страшного места.

  1. Пересказ эпизода

Учитель: Перескажите эпизод «Дети у врагов»

  1. Дети у врагов.

Жанарбек Келешек: Они добежали до места, где враги празднуют победу над киргизами. В центре красная юрта…

Учитель: Красный цвет – цвет крови и власти.

Сериккарим Назерке: Рядом с юртой стража с серебряными топорами. А еще в юрте белая, как снег кошма.

Учитель: Помните, белый – цвет скорби, да и смерти тоже.

Исабеков Султан: Хан презирает своих людей, считает, что это он победил киргизов, и велит Рябой Хромой Старухе убить детей.

Учитель: Поразмышляйте над тем, почему он поручает это не мужчине, а старухе.

Серикбаева Газиза: Возможно, потому, что женщина добрее мужчины. Ведь одна «сердобольная женщина» из его племени «успела сунуть детям по куску вареной конины». Женщина дарит жизнь, убийство ей чуждо. А хан хотел убить не только детей, чтобы они не отомстили за родичей, но и жалость женщин к детям чужого племени.

VII.Анализ эпизода.

Учитель: Прочитайте выразительно диалог старухи и реки Энесай, старухи и оленихи. Выскажите свое мнение о том, почему Старуха хочет столкнуть детей в реку Энесай?

  1. Диалог Старухи и реки Энесай.

Мэльс Гульдана: Боится ослушаться хана, жалеет детей. Это быстрая смерть.

Есенбек Марал: Возвращает детей природе. Знает жестокость людей, их жадность, поэтому предпочитает их раннюю смерть разочарованию детей в жестоком мире.

Амангельды Данияр: Не хочет, чтобы они стали жестокими, как взрослые.

Учитель: Мы знаем, что у главного героя повести «Белый пароход» тоже чистая душа и доброе сердце. Дети – всегда символ доброты и чистой совести мира. (запись этого в тетрадь)

Какие другие тексты напоминает обращение старухи к Энесаю?

Омарбаева Анеля: Она обращается к реке как к живому существу, словно королевич Елисей к Солнцу, Месяцу и Ветру в сказке Пушкина.

Учитель: Энесай (Енисей) – река в Сибири. А это богатый край, но этим детям, двум маленьким песчинкам, нет места в жестоком и алчном мире взрослых. Но за ребятишек вступилась сама мать-природа в лице Рогатой матери-оленихи. Она потеряла двух оленят, но не озлобилась на людей, а хочет спасти человеческих детенышей.

         Процитируйте портрет Оленихи. Что он символизирует?

Тлекеева Балнур : Это символ природы и красоты.

Маханбетова Диана: Символ материнской любви.

Учитель: В чем убеждена Старуха и во что верит Олениха?

Карлова Мерерт: Старуха считает, что дети вырастут и убьют оленей. Олениха ей возражает: «Я им буду матерью, а они – моими детьми… Разве они станут убивать своих братьев и сестер?»

Учитель: Олениха,  то есть мать-природа, не только спасает детей от смерти, но дает им шанс начать новую жизнь, полную гармонии и любви, среди людей, которые близки к природе, ее истокам.

VIII. Пересказ эпизода.

  1. Обретение новой родины.

Серикпаева Газиза: Олениха уводит детей к Иссык-Кулю. Это долгий путь, во время которого она спасает ребятишек и от волков, и от людей.

Майданбеков Улан : Я думаю, это не случайно, ведь есть поговорка, что «человек человеку волк». Это о тех людях, от которых Олениха увела детей.

Учитель: Процитируйте пейзаж озера.

Майданбеков Улан: «снежные хребты», «зеленый лес», «море плещется», «белые волны на синей воде», «ветры гонят их». Очень красиво, много эпитетов, цветовых прилагательных. Даже гипербола встретилась: « С одного края» моря =озера «солнце восходит, а на другом еще ночь».

Учитель: Какой завет дала детям Олениха? Как должны жить они и их потомки?

Мажибаев Нурдаулет: «землю пахать, рыбу ловить, скот разводить». «Живите здесь с миром тысячи лет. Да продлится ваш род и умножится. Да не забудут потомки ваши речь, которую вы  сюда принесли, пусть им сладко будет говорить и петь на своем языке. Живите, как должны жить люди. А я буду с вами и с детьми ваших детей во все времена…»

Учитель: Жить как люди означает:

  • трудиться
  • жить в мире и согласии
  • хранить язык и обычаи предков
  • жить в гармонии с природой.

Природа – их хранительница, символ материнской любви, мудрости и заботы.

(записывают  в тетрадь)

Учитель: Как Рогатая мать-олениха еще раз помогла этим детям?

Есенбек Марал: Когда девочка стала женщиной и мучилась в родах, разбушевался Иссык-Куль, прибежала Олениха с колыбелью – бешиком, на которой звенел серебряный колокольчик. И сразу родился мальчик, которого назвали Бугубаем в честь Оленихи. Отсюда пошел род бугинцев, для которых Рогатая мать-олениха – святыня, прародительница племени, его добрый ангел – хранитель.

Учитель: Как почитали ее бугинцы?

Маханбетова Диана: На юртах вышивался знак – рога марала. Кроме того,

  • в бою бугинцы, защищая землю, кричали «Бугу!» и всегда побеждали. Так они защищали землю, детей и оленей.
  • Состязались в скачках («Бугу!»)
  • Почитали белых маралов, уступали им дорогу, сходя с лошади (уважали традицию)
  • Красоту любимой девушки сравнивали с красотой белого марала.

Учитель: Почему Рогатая мать-олениха обиделась и ушла из этих мест с маралами?

Тлекеева Балнур: На поминках одного богатого бугинца его наследники нарушили закон предков: убили белого марала, а его рога водрузили на могилу отца. Кроме того, они посмеялись над стариками («Кто посмел поднять руку на потомство Рогатой матери-оленихи?») Они посадили их на коней задом наперед и прогнали с позором прочь. А до этого еще отхлестали стариков плетками.

Учитель: Какие древние законы были нарушены?

Мэльс Гульдана:Они  

  • подняли руку на стариков
  • унизили их
  • нарушили закон гостеприимства
  • не вняли советам старцев.

А потом они стали убивать маралов, не стесняясь, продавать их рога, запасасть их впрок.

Учитель: Чем руководствовались эти люди? Как комментирует это автор? Запишите это в тетрадь.

 

Мэльс Гульдана:
Автор (комментарий из текста)
«Пусть знают люди, какие богатые и щедрые наследники остались после умершего, как они почитают его память». «Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!»
Исабеков Султан:
 
«Где еще увидишь под солнцем такую счастливую жизнь, такие поминки?» «Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни»
Тлекеева Балнура:
 
«Очень хотелось кичливым сыновьям богача затмить других,…чтобы слава о них пошла по всей земле» «Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство».
Карлова Меруерт:  
«Появились такие люди из рода Рогатой матери-оленихи, что сделали своим ремеслом добычу маральих рогов и продажу их за деньги». «Э-э, мой сын, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место».

 

Учитель: Какое наказание придумала Олениха бугинцам?

Хайыркельды Хажыбек: Она мать, поэтому зла пожелать не может, но она ушла с маралами в другую страну. Уходя, она не проклинала людей, но обещала, что не вернется.

Серикбаева Газиза: С ее уходом не стало хранительницы и святыни у бугинцев. Не будет им теперь удачи, пока люди не опомнятся, не покаются в грехах, не станут жить в гармонии с природой и между собой.

Учитель: Рассмотрите линогравюру 1976 года А. И. Величко. Что вам в ней нравится?

Амангельды Данияр: Рога оленей как крона деревьев, с которой даже цветы свисают.

Нуртлеуов Дулат: Мальчик обнимает олененка, как своего брата или друга.

Маханбетова Диана: Много белого фона, может быть, потому, что это символ добра, света, любви и гармонии.

Учитель: Жаль, что это только в мечтах мальчика, да еще в старые добрые времена было возможно.

Задание: