Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч. Айтматова «Белый пароход»
Открытый урок в 8 «Ә» классе
Учитель: Омарова Назкен Сапаровна
Тема: Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч. Айтматова «Белый пароход».
Цели урока:
1.Образовательная: углубить интерес к изучающему чтению повести Ч. Айтматова; опираясь на текст раскрыть внутренний мир героев повести. Подвести учащихся к пониманию вопросов: в чем заключается истинная доброта человека, мечта человека.
- Развивающая: развивать навыки критического мышления, умение работать самостоятельно, делать выводы и обобщения.
- Воспитательная: активно содействовать гармоничному развитию и становлению личности. Научить сопереживать, осознавать, понимать. Воспитать высокие нравственные качества: доброту, высшую справедливость, любовь к природе, к животным, уважения к человеку, к его внутреннему миру.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Методы обучения:
Метод творческого чтения
Приёмы: беседа, активизирующая впечатление от текста.
Эвристический
Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданный вопрос; выборочный пересказ; анализ образа героя; привлечение смежных видов искусств (эпизоды из одноимённого фильма).
Исследовательский метод
Приёмы: проектная работа.
Репродуктивный метод: слово учителя.
Формирование ключевых компетенций:
— освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся, языковой компетенции, компетентности чтения, компетентности разрешения проблем, информационной компетентности.
Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации слайдов
Ход урока:
- I. Организационный момент.(1 мин)
— Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.
II.Актуализация знаний
Слово учителя
Сегодняшний урок я хочу начать с легенды. А звучит она так.
Афиняне спросили философа:
— Что ты ищешь, философ, днём с огнём?
— Я ищу человека, — ответил он.
— Кого? Меня? Его?
— Я ищу человека, — повторил мудрец.
Классик русской литературы 19 века Ф.М.Достоевский писал: «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Современные писатели, поэты, художники тоже пытаются разгадать тайну человеческой души, исследуют противоречия нашего общества, ищут пути борьбы со злом и бездуховностью.
III.Цели урока
Сегодня и мы поговорим о человеке, о том, что в жизни должно быть ценно, а что нет. Рассмотрим нравственные проблемы повести Ч.Айтматова «Белый пароход» на основе легенды о Рогатой матери-оленихе. Проследим, как автор изображает положительных и отрицательных героев; и, надеюсь, посмотрим на себя со стороны: добры ли мы, ответственны ли за свои поступки, бережно ли относимся к окружающему миру.
Откройте тетради, запишите тему «Легенда о Рогатой матери-оленихе из повести Ч. Айтматова «Белый пароход»
Эпиграфами сегодняшнего урока станут слова родоначальника таджикской классической поэзии, поэта IX века Абуль Хасана Рудаки и писателя 20 века, автора повести «Белый пароход».
Жизнь — это море!
Плыть желаешь?
Построй корабль из добрых дел… —
советовал Абуль Хасан Рудаки
А Ч.Айтматов, понимая, что добро приходит из детства утверждал:
Детская совесть в человеке как зародыш в зерне,
без зародыша зерно не прорастает.
Ч.Айтматов, «Белый пароход»
Человек со своим внутренним миром – главная фигура в литературе.
— А что вы вкладываете в понятие «человек»? Что нужно, чтобы быть человеком?
- Чтение письменных ответов (домашнее задание) 2
- Слово учителя (слайд)
Приятно было слышать ваши рассуждения. Главное, чтобы ваши слова не остались словами на бумаге.
«Литература, – говорил Чингиз Айтматов, – должна самоотверженно нести свой крест, вторгаться в сложности жизни затем, чтобы человек знал, любил, тревожился за своё доброе, лучшее, достойное в себе, в людях, в обществе. В этом я вижу истинное назначение искусства». Писатель остался верен своему слову… Давайте послушаем небольшое сообщение.
4.Индивидуальное задание (ученик) Аружан
Чингиз Торекулович Айтматов (1928 – 2008) родился в горном кишлаке Киргизии. Трудности не обошли его стороной. В 1937 году его отец, крупный партийный деятель, был незаконно репрессирован. Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война тоже отложила свой отпечаток на судьбу подростка. Тема сиротства — незатухающая боль писателя, поэтому он часто обращался к ней в своих произведениях: «Первый учитель», «Ранние журавли», «После сказки» или «Белый пароход».
«Белый пароход» — трагическая повесть о детстве, разрушенном жестокостью взрослых. Это одна из лучших повестей автора, написана она в 1970 году. Во всех произведениях Ч. Айтматов поднимает нравственные проблемы, а для повести “Белый пароход”, в частности, характерна тема добра и зла как центральная тема творчества писателя.
5.Творческая работа «Мои ассоциации» (слайд)
Работа в тетради.
Запишите ассоциации к слову
— Нравственность – это… (ответы учащихся)честность,доброта, справедливость
На доске
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Основное понятие нравственности – добро, главное противоречие – зло. (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой)
- Новая тема
Кадры из диафильма о Чингизе Айтматове, где говорится о «Белом пароходе».
Слово учителя: Сегодня наша задача познакомиться с легендой о Рогатой матери.
Вглядимся в лицо мальчика.
Опишите его лицо.
Карлова Меруерт: Это лицо ребенка, у которого взрослые глаза.
Маханбетова Диана: Грустное и серьезное лицо ребенка, который знает что-то лучше, чем взрослые.
Учитель: Почему эта легенда самая любимая у деда Момуна и его внука? На этот вопрос мы ответим в конце урока. А теперь прочитаем выразительно первый абзац. Его тема – первый пункт плана в тетради.
- Киргизское племя на берегу большой и холодной реки Энесай.
Учитель: Прочитайте наиболее важные цитаты из отрывка на тему:
- Разные народы на этой реке жили в постоянной вражде.
Исабеков Султан: «Человек не жалел человека. Человек истреблял человека…»
Мэльс Гульдана: «…некому стало хлеб сеять, скот умножать, на охоту ходить…»
Исабеков Султан: «Легче стало жить грабежом: пришел, убил, забрал».
Учитель: Выпишите в тетрадь действия человека под знаком «+» и «».
Косаева Макпал: «—»: «жгли жилища», «угоняли скот», «убивали людей».
Серикбаева газиза: «+»: «хлеб сеять», «скот умножать», «на охоту ходить».
Учитель: Найдите в тексте вывод.
Есенбек Марал: «Помутился разум у людей».
Учитель: Соедините текст с современностью.
Тлекеева Балнура: Очень похоже на Украину, там ведь тоже льется кровь, нет мирной жизни.
Учитель: Отметьте отношение природы к человеку.
Мэльс Гульдана: Она протестует: появилась странная птица с человеческим голосом, которая пела и плакала жалобно: «Быть великой беде!» Но люди ее не понимали.
V.Пересказ эпизода.
- Похороны киргизского вождя
Прочитайте сцену «Нападение врагов на племя». Выпишите опорные слова.
- Нападение врагов на племя.
Реплики ребят:
невиданное побоище (эпитет)
убивали всех подряд
покончить с дерзким племенем киргизов
чтобы «время занесло сыпучим песком следы прошлого» (метафора)
Учитель: Найдите в тексте главную авторскую мысль. Запишите в тетрадь.
Тлекеева Балнура: Человека долго рожать и растить, а убить – скорее скорого.
Учитель: Какова реакция врагов на поголовное убийство?
Мажибаев Нурдаулет: Радуются богатству, празднуют победу, нет угрызений совести.
Учитель: Как вы думаете, почему выжили мальчик и девочка из племени киргизов?
Майдабеков Улан: Убежали тайком от родителей в лес драть лыки на лукошки.
Бекболат Марал: Природа против того, чтобы племя исчезло с лица земли.
Учитель: А теперь – устное словесное рисование: портреты детей, их поступки, жесты, когда они узнали о трагедии.
Алдаберген Дулат: Они застыли от ужаса, потом бросились к родной юрте. Мальчик схватил окровавленную руку мертвого отца, стоит с широко открытыми глазами. Девочка, рыдая, упала на мать.
Омарова Гаухар: Они мечутся по стойбищу, кругом трупы. Дети застыли, прижавшись друг к другу. Потом побежали, взявшись за руки, вслед за врагами прочь от страшного места.
- Пересказ эпизода
Учитель: Перескажите эпизод «Дети у врагов»
- Дети у врагов.
Жанарбек Келешек: Они добежали до места, где враги празднуют победу над киргизами. В центре красная юрта…
Учитель: Красный цвет – цвет крови и власти.
Сериккарим Назерке: Рядом с юртой стража с серебряными топорами. А еще в юрте белая, как снег кошма.
Учитель: Помните, белый – цвет скорби, да и смерти тоже.
Исабеков Султан: Хан презирает своих людей, считает, что это он победил киргизов, и велит Рябой Хромой Старухе убить детей.
Учитель: Поразмышляйте над тем, почему он поручает это не мужчине, а старухе.
Серикбаева Газиза: Возможно, потому, что женщина добрее мужчины. Ведь одна «сердобольная женщина» из его племени «успела сунуть детям по куску вареной конины». Женщина дарит жизнь, убийство ей чуждо. А хан хотел убить не только детей, чтобы они не отомстили за родичей, но и жалость женщин к детям чужого племени.
VII.Анализ эпизода.
Учитель: Прочитайте выразительно диалог старухи и реки Энесай, старухи и оленихи. Выскажите свое мнение о том, почему Старуха хочет столкнуть детей в реку Энесай?
- Диалог Старухи и реки Энесай.
Мэльс Гульдана: Боится ослушаться хана, жалеет детей. Это быстрая смерть.
Есенбек Марал: Возвращает детей природе. Знает жестокость людей, их жадность, поэтому предпочитает их раннюю смерть разочарованию детей в жестоком мире.
Амангельды Данияр: Не хочет, чтобы они стали жестокими, как взрослые.
Учитель: Мы знаем, что у главного героя повести «Белый пароход» тоже чистая душа и доброе сердце. Дети – всегда символ доброты и чистой совести мира. (запись этого в тетрадь)
Какие другие тексты напоминает обращение старухи к Энесаю?
Омарбаева Анеля: Она обращается к реке как к живому существу, словно королевич Елисей к Солнцу, Месяцу и Ветру в сказке Пушкина.
Учитель: Энесай (Енисей) – река в Сибири. А это богатый край, но этим детям, двум маленьким песчинкам, нет места в жестоком и алчном мире взрослых. Но за ребятишек вступилась сама мать-природа в лице Рогатой матери-оленихи. Она потеряла двух оленят, но не озлобилась на людей, а хочет спасти человеческих детенышей.
Процитируйте портрет Оленихи. Что он символизирует?
Тлекеева Балнур : Это символ природы и красоты.
Маханбетова Диана: Символ материнской любви.
Учитель: В чем убеждена Старуха и во что верит Олениха?
Карлова Мерерт: Старуха считает, что дети вырастут и убьют оленей. Олениха ей возражает: «Я им буду матерью, а они – моими детьми… Разве они станут убивать своих братьев и сестер?»
Учитель: Олениха, то есть мать-природа, не только спасает детей от смерти, но дает им шанс начать новую жизнь, полную гармонии и любви, среди людей, которые близки к природе, ее истокам.
VIII. Пересказ эпизода.
- Обретение новой родины.
Серикпаева Газиза: Олениха уводит детей к Иссык-Кулю. Это долгий путь, во время которого она спасает ребятишек и от волков, и от людей.
Майданбеков Улан : Я думаю, это не случайно, ведь есть поговорка, что «человек человеку волк». Это о тех людях, от которых Олениха увела детей.
Учитель: Процитируйте пейзаж озера.
Майданбеков Улан: «снежные хребты», «зеленый лес», «море плещется», «белые волны на синей воде», «ветры гонят их». Очень красиво, много эпитетов, цветовых прилагательных. Даже гипербола встретилась: « С одного края» моря =озера «солнце восходит, а на другом еще ночь».
Учитель: Какой завет дала детям Олениха? Как должны жить они и их потомки?
Мажибаев Нурдаулет: «землю пахать, рыбу ловить, скот разводить». «Живите здесь с миром тысячи лет. Да продлится ваш род и умножится. Да не забудут потомки ваши речь, которую вы сюда принесли, пусть им сладко будет говорить и петь на своем языке. Живите, как должны жить люди. А я буду с вами и с детьми ваших детей во все времена…»
Учитель: Жить как люди означает:
- трудиться
- жить в мире и согласии
- хранить язык и обычаи предков
- жить в гармонии с природой.
Природа – их хранительница, символ материнской любви, мудрости и заботы.
(записывают в тетрадь)
Учитель: Как Рогатая мать-олениха еще раз помогла этим детям?
Есенбек Марал: Когда девочка стала женщиной и мучилась в родах, разбушевался Иссык-Куль, прибежала Олениха с колыбелью – бешиком, на которой звенел серебряный колокольчик. И сразу родился мальчик, которого назвали Бугубаем в честь Оленихи. Отсюда пошел род бугинцев, для которых Рогатая мать-олениха – святыня, прародительница племени, его добрый ангел – хранитель.
Учитель: Как почитали ее бугинцы?
Маханбетова Диана: На юртах вышивался знак – рога марала. Кроме того,
- в бою бугинцы, защищая землю, кричали «Бугу!» и всегда побеждали. Так они защищали землю, детей и оленей.
- Состязались в скачках («Бугу!»)
- Почитали белых маралов, уступали им дорогу, сходя с лошади (уважали традицию)
- Красоту любимой девушки сравнивали с красотой белого марала.
Учитель: Почему Рогатая мать-олениха обиделась и ушла из этих мест с маралами?
Тлекеева Балнур: На поминках одного богатого бугинца его наследники нарушили закон предков: убили белого марала, а его рога водрузили на могилу отца. Кроме того, они посмеялись над стариками («Кто посмел поднять руку на потомство Рогатой матери-оленихи?») Они посадили их на коней задом наперед и прогнали с позором прочь. А до этого еще отхлестали стариков плетками.
Учитель: Какие древние законы были нарушены?
Мэльс Гульдана:Они
- подняли руку на стариков
- унизили их
- нарушили закон гостеприимства
- не вняли советам старцев.
А потом они стали убивать маралов, не стесняясь, продавать их рога, запасасть их впрок.
Учитель: Чем руководствовались эти люди? Как комментирует это автор? Запишите это в тетрадь.
Мэльс Гульдана: |
Автор (комментарий из текста) |
«Пусть знают люди, какие богатые и щедрые наследники остались после умершего, как они почитают его память». | «Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!» |
Исабеков Султан: |
|
«Где еще увидишь под солнцем такую счастливую жизнь, такие поминки?» | «Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни» |
Тлекеева Балнура: |
|
«Очень хотелось кичливым сыновьям богача затмить других,…чтобы слава о них пошла по всей земле» | «Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство». |
Карлова Меруерт: | |
«Появились такие люди из рода Рогатой матери-оленихи, что сделали своим ремеслом добычу маральих рогов и продажу их за деньги». | «Э-э, мой сын, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место». |
Учитель: Какое наказание придумала Олениха бугинцам?
Хайыркельды Хажыбек: Она мать, поэтому зла пожелать не может, но она ушла с маралами в другую страну. Уходя, она не проклинала людей, но обещала, что не вернется.
Серикбаева Газиза: С ее уходом не стало хранительницы и святыни у бугинцев. Не будет им теперь удачи, пока люди не опомнятся, не покаются в грехах, не станут жить в гармонии с природой и между собой.
Учитель: Рассмотрите линогравюру 1976 года А. И. Величко. Что вам в ней нравится?
Амангельды Данияр: Рога оленей как крона деревьев, с которой даже цветы свисают.
Нуртлеуов Дулат: Мальчик обнимает олененка, как своего брата или друга.
Маханбетова Диана: Много белого фона, может быть, потому, что это символ добра, света, любви и гармонии.
Учитель: Жаль, что это только в мечтах мальчика, да еще в старые добрые времена было возможно.
Задание: