Сказуемое – глагол будущего времени.

Тема: Сказуемое – глагол будущего времени.

Цель урока: систематизация, обобщение знаний учащихся о сказуемое – глаголе; формирование и умения находить времени, лиц и спряжения сказуемого – глагола, правописание личных окончаний глагола.

Освоить сказуемое – глагол будущего времени и научить различать глаголы будущее простое, глаголы будущее сложное время.

Развивать разговорную и литературную речь у учащихся.

Познакомить учеников великим артистом Ю.Никулином.

Воспитать любовь к искусству и кино.

Вид урока: традиционный.

Оборудование: Интерактивная доска, таблицы, карточки.

Ход урока

1.    Орг. момент.

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями и вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

2.    Повторяем прошедший урок.

а) Что такое глагол? (Глагол — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

б) Какие виды глагола знаете? (Несовершенный вид  отвечает на вопросы что делать? – писать, читать и  совершенный вид отвечает на вопросы что сделать? – написать, прочитать)

в)  Каким членом предложения является глагол? (Глагол является главным членом предложения — сказуемым)

г) Глаголами какого времени выражается сказуемое? (Сказуемое в русском языке обычно выражается глаголами настоящего, прошедшего и будущего времени)

д) Глаголы какого времени мы знаем? (Глаголы настоящего и прошедшего времени)

Проспрягайте глаголы читать, бежать в настоящем и прошедшем времени.

Я

Читаю

Бегу

Читал

Бежал

Ты

Читаешь

Бежишь

Читал

Бежал

Он

Читает

Бежит

Читал

Бежал

Мы

Читаем

Бежим

Читали

Бежали

Вы

Читаете

Бежите

Читали

Бежали

Они

Читают

Бегут

Читали

Бежали

Напишите по родам эти глаголы.

М.р

Ж.р

Ср.р

М.р

Ж.р

Ср.р

Он читает

Она читает

Оно читает

Он читал

Она читала

Оно читало

Он бежит

Она бежит

Оно бежит

Он бежал

Она бежала

Оно бежало

Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам. По родам не изменяются.

Глаголы прошедшего не изменяются по лицам.

Изменяется по родам.

3. Изучение нового материала.

— А сегодня мы пройдём новую тему «Сказуемое – глагол будущего времени»

— Прочитайте предложения. Поставьте вопросы к глаголам-сказуемым. Определите их время.

1)   К новогоднему празднику мы учим новую песню. (настоящее)

2)   Мы будем учить песню. (будущее сложное время)

                                               (состоит из двух слов)

3)   Мы выучим песню. (будущее простое время)

                                       (состоит из одного слова)

Глагол в будущем времени обозначает действие, которое произойдёт после того, как мы его назовём, то есть в будущем. Такие глаголы отвечают на вопросы что сделаю? что буду делать? и др.

У будущего времени две формы – простая и сложная.

Простую форму образуют глаголы совершенного вида, сложную форму будущего времени образуют глаголы несовершенного вида. Все глаголы в простом будущем времени спрягаются. Сложная форма будущего времени не может спрягаться самостоятельно и всегда просит помощи у слова быть: буду учиться, буду читать.

Используя эти глаголы образуйте простые и сложные глаголы будущего времени

Совершенный вид

что сделать?

Несовершенный вид

что делать?

Выучить

Учить

Спеть

Петь

Рассказать

Рассказывать

Посмотреть

Смотреть

Совершенный вид

что сделаю?

Несовершенный вид

что буду делать?

Выучу

Буду учить

Спою

Буду петь

Расскажу

Буду рассказывать

Посмотрю

Буду смотреть

Упражнение 3. Допишите личные окончания глаголов настоящего и будущего времени.

Настоящее время

                      Будущее время

Что делаю?

Что сделаю?

Что буду делать?

Я смотрю

посмотрю

Буду смотреть

Ты смотришь

посмотришь

Будешь смотреть

Он смотрит

посмотрит

Будет смотреть

Мы смотрим

посмотрим

Будем смотреть

Вы смотрите

посмотрите

Будете смотреть

Они смотрят

посмотрят

Будут смотреть

Чем отличаются глаголы настоящего и будущего времени? Какую особенность в спряжении имеют глаголы будущего сложного времени?

Изменяется по лицам и числам то есть спрягается слово быть, а глагол несовершенного вида остаётся в неопределённой форме.

4. Работа с текстом.

— А теперь обратим внимание на экран. Кого вы видите? Юрий Владимирович Никулин советский и российский актер, клоун, телеведущий, Народный артист СССР.

Какие фильмы вы знаете с его участием? «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция «Ы» и т.д.

— У нас есть отрывок из интервью с известным артистом цирка и кино Юрием Никулиным. Слово интервью – иностранное, обозначает беседу журналиста с общественным деятелем. Давайте прочитаем по ролям. Пусть один из вас будет журналистом, а другой известным артистом Ю.Никулином.

                  Интересы детства и будущая профессия

  Вопрос: Многие ребята хотят спросить у Вас, как Вы стали великим артистом? Каким Вы были в детстве? Что любили?

   Ответ: Что я любил в детстве? Любил бабушкины рассказы, кино, мороженное. Любил играть в войну, рисовать, читать. С детства любил все смешное, остроумное. Мог часами слушать смешные истории, любил и сам пошутить, изобразить смешное, комическое. Но я никогда не любил злых шуток. Смех – это прежде всего доброта.

Вопрос: Какую роль играют интересы, занятия в детстве для будущей профессии? Есть родители, учителя, которые ругают тех ребят, кто сегодня занимается в фото-кружке, завтра идёт в драмкружок, а через год уже интересуется радио. Как Вы относитесь к таким ребятам?

Ответ: Я бы не ругал таких ребят. Думаю, чем человек больше в детстве и юности попробует и проверит себя, тем раньше он найдёт свою профессию. Но ещё раз скажу, что везде, где ребята будут проверять и пробовать себя, нужно серьёзно  и внимательно трудиться, глубоко изучать то, к чему у вас появился интерес.

5. Словарная работа.

Ознакомьтесь с переводом новых слов.

Остроумное — сөз тапқыштық

Изобразить – бейнелеу

Комическое – күлдіргі, әзіл

Доброта – мейірімділік

Интересы – мүдде

Относитесь — көзқарас

Попробует – байқап көру

Проверит – сынап көру.

Запомните, как произносятся и пишутся слова.

Шутка, смех, доброта, профессия, остроумие.

6.Закрепление изученного материала.

Продолжите предложения, опираясь на текст.

Есть родители, учителя, которые ругают тех ребят, кто….. (Сегодня занимается в фото-кружке, завтра идёт в драмкружок, а через год уже интересуется радио.)

 Я бы не ругал таких ребят. Думаю, чем человек больше………….. (в детстве и юности попробует и проверит себя,) тем ….(раньше он найдёт свою профессию.)

Поставьте вопросы к выделенным глаголам-сказуемым. Скажите, в каком времени они употреблены.

Чем раньше в детстве человек попробует и проверит себя, тем раньше он найдёт свою профессию.

Везде, где ребята будут проверять и пробовать себя, нужно трудиться серьёзно.

                                                   попробует

Человек (что сделает?)

                                                   проверит

                                                     будут проверять

ребята (что будут делать?)

                                                     будут пробовать

Какое из них простое и сложное будущее время.

Прочитаем диалог, а потом продолжим этот диалог выбирая себе профессию кем вы хотели бы стать.

— Серёжа, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

— Я хочу стать писателем. Буду писать книги для детей.

— А ты, Зина, кем будешь?

— А я буду дояркой, буду работать на ферме, доить коров и ухаживать за ними.

— …..?

7. Домашнее задание.

На дом упр 7. Подчеркните подлежащее и сказуемое по образцу:

Я буду учителем. Я буду учить детей.

8. Подведение итогов. Оценивание.