Определение

Русский язык 5 класс

Тема урока: Определение

Цель: Знакомство с теоретическим материалом

Задачи:

  1. Обобщить и углубить полученные знания по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
  2. Развивать культуру устной и письменной речи, произвольное внимание, память, логическое мышление, орфографическую зоркость, умение делать выводы, владеть интонацией. Развитие умение и навыков находить и определять в тексте  определения, употреблять в речи второстепенные члены предложения.
  3. Воспитывать любовь  к родному краю, чувства восторга и восхищения Астаны, интерес к русскому языку, способствовать укреплению дружеских отношений в классе.

Тип – урока: стандартный, урок усвоения нового материала.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Оборудование: интерактивная доска, компьютер со слайдами, рисунки (дом, дружная семья), раздаточные материалы, ромашки.

Стратегия:  Ассоциация, синквейн, знаю — узнал — хочу узнать (ЗХУ).

                                                  Ход урока

  1. Организационный момент

— Сегодня урок я у вас проведу. Зовут меня Акку  Балтабаевна. В переводе  с казахского «лебедь». А почему меня так назвали? Когда я должна была появиться на свет, папа проезжал возле озеро «Жаркынкол», он увидел,  как плавают красивые, белые лебеди. Ведь в народе говорят, « лебеди – краса природы». Рождение дочери для родителей стало большим счастьем. Это счастье видели в белой лебеди, т.е. во мне.  Прошли годы. И у меня своя семья, замечательный муж, двое прекрасных детей. Я счастлива. Наша семья дружная. И вам желаю сегодня сплоченности и дружбы.

— Ребята, какой праздник мы отмечаем 6 июля?

— День Астаны.

— А в каком году Астана была официально объявлена столицей независимой Республики Казахстан?

— 10 декабря 1997 года Астана была официально объявлена столицей независимой Республики Казахстан.

— Недаром по решению ЮНЕСКО в 1999 году Астане присвоено высокое звание «Город мира».

— Ребята, вы были в Астане?

— Да.

— нет

— Давайте совершим заочную экскурсию.  Чувство восторга, восхищения вызывают достопримечательности Астаны:

 

 

 

 

 

 

Показ слайдов       1.                              

  Эпиграф 

                                             В конце столетия,  на переломе веков,

                                             ярким  символом нашей независимости

                                             стала новая столица Казахстана – Астана.

                    

                                                                                    Н.А. Назарбаев

 

  1. 1. Н.А.Назарбаев
  2. монумент – обелиск «Астана – Байтерек»
  3. Акорда
  4. особое место занимает Президентский центр культуры

5.Евразийский национальный университет им. Н.Гумилева

  1. . развлекательные комплексы «Байтерек» и «Думан».
  2. . новая златоглавая мечеть «Нур-Астана»

Я надеюсь, что  в будущем вы посетите этот прекрасный город, убедитесь  в жемчужине среди степей.

— Ребята, Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании народу Казахстана сказал, что будущее Казахстана в руках молодого поколения,  т.е. в ваших руках

  1. II. Актуализация ранее полученных знаний.

— Давайте же ребята  и  на этом уроке мы наведем порядок в своих знаниях  по теме «Второстепенные члены предложения».

Значит, с вами украсим дом «Члены предложения»

(Грамматическая сказка «Второстепенные члены предложения»)

— В домике «Члены предложения» жила-была большая семья. Папа, мама и трое детей. Папа любил спрашивать «Кто это?  Что это?»

— Как звали  его? (подлежащим)

А мама указывала всем  «Что делать? Что сделать?».

Как звали ее?  (сказуемым)

Дети были любопытными, всегда спрашивали у родителей: Где? Когда? Куда? Откуда? – это обстоятельство.

С кем? Чем? Кого? Чего? —  дополнение.

Какой? Какая? Какое? Какие? – мы познакомимся сегодня

А родители терпеливо отвечали на вопросы детей, потому что они их очень любили. По утрам папа отвозил детей в детский сад.

 

 

III.   Формирование новых материалов.

— Посмотрите,  третий сын отвечает на вопросы

 

 

 

какой?        Какая?       Какое?           Какие?         Обозначает

признак предмета

чей? чья? Чье? Чьи?

 

является второстепенным членом предложения

Его зовут ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

Ответьте на вопрос:

—  Какими особенными словами можно охарактеризовать Астану?

Употребите в речи  определения. (подчеркиваем волнистой линией)

– Красивая, богатая, восхитительная, прекрасная, волшебная, сказочная

— Молодцы, т.е в своих ответах вы использовали слова определения

 

— Откройте тетради, запишите  сегодняшнее число

Классная работа

Определение.

( запишите в тетрадь новую тему)

  1. IV. Закрепление
  2. Работа в группах

Письменная работа в тетрадях.

 (Прослушать песню «Здравствуй, столица! Ты — вольная птица,

Это — Астана», выписать определения в тетради) Устно комментируют

Припев:    Здравствуй, столица!

                  Ты – вольная птица

                  Это – Астана

                  Здравствуй,  Медеу!

                   Горы тянутся к небу

                  Это – Алмата.

                  Здравствуй, земля!

                 Здесь шахтерская душа

                 Это – Караганда

                 Здравствуй, страна!

                 Это мой Казахстан.

                 Здесь моя земля.

  1. Я поеду в Атырау,

   Через Каспий на Актау.

  Посмотрю на Кокшетау,

 И дальше снова в путь.

Петропавловск позвони,

Друг зовет там погостить.

С ним поеду в Кустанай

И песенку споем давай.

          ПРИПЕВ

  1. Друг нам уже пора,

Впереди Кызылорда.

Там Шымкент или Тараз,

Дави скорей на газ.

Посмотри Талдыкорган,

Все нити тянут Жезказган.

В Актобе идут дожди,

В Уральске прохладные дни..

  1. – Вы, наверное, устали, давайте поиграем. Игра называется «Лишнее»

Задание: прочитайте и узнайте, какое слово лишнее в каждом ряду.

1 группа

1) страна, родина, независимый, дом.

2) земля, государство, Астана, голубое

3) родной, Казахстан, улица, школа.

2 группа

1) город, огромная, завод, фабрика

2) фонтан, театр, республика, сильный

3) мама, дорогая, папа, сестра.

—   Играя, мы смогли украсить наш дом  «Члены предложения».

  1. Работа с текстом ( каждой группе раздаю тексты)

Задание: Прочитать выразительно текст. В выделенном предложении найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

С каждой группы по одному ученику выполняют работу у доски, остальные в тетрадях.

ТЕКСТ 1. 

Вечерняя Астана… Столица похожа на сказочный город

с длинными улицами, освещенными фонарями, яркими вывесками и рекламными щитами Байтерек переливается разноцветными огнями,

а перед ним находится музыкальный фонтан. Включается музыка великих композиторов. Под музыку вода, меняя цвета и форму фонтанов, удивляет собравших людей.

ТЕКСТ 2.

 Весь Казахстан сейчас находится в фазе распускающегося цветка. Об этом свидетельствуют строки из Послания Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 6 февраля 2008 года: «Мы реализовали собственную модель обеспечения общественной стабильности, межнационального согласия». Нурсултан Назарбаев  с любовью говорит о молодой столице.

(учащиеся комментируют)

  1. V. Итог урока «Поделюсь со всеми»

Поделитесь с теми знаниями, которые вы знали?

—  Что узнали сегодня?

( подытожить  то,  что мы прошли.

На этапе  «Поделюсь со всеми» рефлексии, анализа учащиеся осмысливают изученный материал и заполняют таблицу)

 

 

  1. VI. Домашнее задание

1) Третью часть написать в тетради, дополнить.

2) Составить синквейн ( ключевое слово «Астана», «Счастье»)

3) Работа по учебнику.

Стр 189 упражнение 8 (подберите к данным словам по два определения,

составьте  с ними  предложения.

 

VII. Оценивание

Оцениваю уч-ся

— Заканчивая урок, я хочу подарить вам ромашки и

пожелать большого счастья, ведь она является символом счастья.

—  Раз я птица, то всегда в полете и в движении. Я улетаю от вас с хорошим настроением. Довольна  вашими знаниями

Спасибо вам за урок.

 

 

 

 

 

Использованная литература:

  1. Учебник «Русская речь» 5 класс
  2. Ресурсы из интернета
  3. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              КАКОЙ?               КАКАЯ?              КАКОЕ?                 КАКИЕ?

                  

 

                        ЧЕЙ?                                                                            ЧЬЕ?

 

 

 

                       ЧЬЯ?                                                                              ЧЬИ?

 

 

           ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

 

 

                                        ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

Задание: прочитайте и узнайте, какое слово лишнее в каждом ряду.

1 группа

1) страна, родина, независимый, дом.

2) земля, государство, Астана, голубое

3) родной, Казахстан, улица, школа.

 

2 группа

1) город, огромная, завод, фабрика

2) фонтан, театр, республика, сильный

3) мама, дорогая, папа, сестра.

 

Задание: прочитайте и узнайте, какое слово лишнее в каждом ряду.

1 группа

1) страна, родина, независимый, дом.

2) земля, государство, Астана, голубое

3) родной, Казахстан, улица, школа.

 

2 группа

1) город, огромная, завод, фабрика

2) фонтан, театр, республика, сильный

3) мама, дорогая, папа, сестра.