Классный час: «Я и моя будущая профессия»

Классный час: «Я и моя будущая профессия»

Учитель: Неткачёва Т. А.

Цели:

  • помочь ученикам выявить их интересы, склонности, играющие важную роль в выборе профессии;
  • научить соотносить свои интересы и предпочтения с выбором будущей профессии.

 

Задачи:

  • Образовательная. Расширить знания учащихся о своих способностях, склонностях, интересах (самопознание), имеющих важное значение при выборе профессии.
  • Воспитательная. Воспитывать чувство ответственности, связанного с выбором будущей профессии, уважение к мнению своих товарищей.
  • Развивающая. Развивать логическое мышление учащихся, умение аргументировать свою точку зрения.

 

Оборудование: интерактивная доска, проектор, слайды презентаций.

 

Ход классного часа

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час посвящен актуальной для вас теме «Я и моя будущая профессия». Мы попробуем выявить ваши интересы и склонности, которые помогут вам в выборе вашей будущей профессии. Также мы рассмотрим ваши предпочтения в работе и научимся соотносить их с выбором будущей профессии.

 

Учитель: Для начала скажите друг другу несколько хороших слов – комплиментов. По цепочке скажите своим товарищам что-нибудь хорошее, искренне, от души.

Учитель: А теперь давайте вернемся непосредственно к теме. Что вы понимаете под словом «карьера»?

 

(Ответы учеников)

Учитель: Да, вы правы. Но под словом «карьера» подразумевается не только работа, но и в определенной мере вся жизнь человека.

Многие думают, что карьера – это только работа. Действительно, в узком смысле слова «карьера» соотносится с понятием «работа». Но в широком смысле слова «карьера» подразумевает «успешность». Это вся наша повседневная жизнь, включающая семейный быт, работу, общение с друзьями, обучение.

 

Учитель: Посмотрите, как это выглядит схематично. Это Часы жизни. Они символизируют жизненный путь человека, начиная с рождения, и разделяется на временные периоды: рождение, учёба – в школе и в ВУЗе, затем работа, пенсионный возраст. Теперь вы видите, что самую большую часть нашей жизни занимает работа. Примерно 35-40 лет. Поэтому важно выбрать такую работу, которая была бы вам по душе, нравилась бы вам, отвечала вашим интересам, способностям, склонностям.

 

Учитель: А сейчас давайте попытаемся выявить ваши интересы. Заполните таблицу «10 любимых занятий». В первой колонке отметьте свои любимые занятия. К ним можно отнести чтение книг, походы в кино, путешествия, общение с друзьями, рисование и т.д.

 

(Ученики заполняют таблицу на карточках)

 

Учитель: А теперь посмотрите на свою таблицу, подумайте и скажите: какая профессия охватила бы хоть некоторые перечисленные вами интересы?

 

(Ответы учеников)

 

Учитель: Как вы думаете, почему так важно просматривать свои интересы, думая о своей будущей профессии? Давайте снова посмотрим на Часы жизни. Как мы уже выяснили, большую часть нашей жизни занимает работа. И поэтому вы должны выбрать такую профессию, которая отвечала бы вашим интересам, способностям, чтобы работа радовала вас.

 

Учитель: А сейчас подумайте: попадают ли ваши интересы в одну из ниже перечисленных категорий – работа с данными/идеями, работа с людьми и работа с инструментами?

 

Что означают эти категории?

 

Работа с данными/идеями: если вам нравится работать с данными/идеями, собирать информацию, читая тексты и экспериментируя, то вам может доставлять удовольствие исследовательская работа. Это может привести вас к открытию новых методов или продуктов. Вы также можете выражать свои идеи через конструирование, рисование или писательскую деятельность.

 

Работа с людьми: Если вам нравится работать с людьми, то вы можете найти работу, где вы бы учили людей, давали советы при разрешении различных проблем, ухаживали бы за людьми, убеждали людей, влияя на их мнение, руководили и организовывали.

 

Работа с инструментами: Если вам нравится работать с машинами или инструментами, то вы бы почувствовали себя счастливым, устанавливая или управляя оборудованием, ремонтируя технику.

 

Учитель: Как вы думаете, какие профессии могут относиться к первой категории?

(Ответы учеников)

Учитель: Назовите профессии, подходящие для второй категории.

(Ответы учеников)

Учитель: Какие профессии можно отнести к третьей категории?

(Ответы учеников)

Учитель: Попадают ли ваши интересы в одну из этих категорий? О чем это вам говорит? О каком профессиональном выборе?

 

(Ответы учеников)

 

Учитель: (на примере одного ученика) В какую категорию попадает большинство твоих интересов?

Какие профессии, исходя из этих интересов, подошли бы тебе?

 

Учитель: Теперь давайте составим другой список профессий. Для этого нам нужно ознакомиться с Семью типами интеллекта, выявленных Гарднером.

 

Словесный склад ума – способность к использованию слов, языка. Авторы.

 

Цифровой склад ума – способность к использованию логики и чисел, видение взаимосвязи. Ученые.

 

Художественный склад ума – чувствительность к восприятию дизайна, формы, цвета. Иллюстраторы и фотографы.

 

Спортивный склад ума – способность к использованию своего тела, для выражения идей и чувств. Атлеты и актеры.

 

Музыкальный склад ума – способность к восприятию ритма и музыки, к игре на музыкальных инструментах. Музыканты

 

Коммуникационный склад ума – способность успешно взаимодействовать с людьми. Политики, торговцы.

 

Индивидуалистический склад ума – способность самостоятельно и точно работать, зная собственные силы. Предприниматели.

 

Учитель: Попробуйте объяснить, какой из семи типов интеллекта является у каждого из вас доминирующим, преобладает, а какой проявляется в меньшей степени?

 

(Ответы учеников)

 

Учитель: Хорошо. Чтобы понять, как отличаются виды работы для людей с  различными складами ума, давайте сделаем такое творческое задание. Вы должны придумать для каждого типа интеллекта вид деятельности по теме «Загрязнение окружающей среды».

 

Какую деятельность может выполнять человек со словесным складом ума по этой теме? (Например, написать статью о загрязнении.)

Данное задание можно провести в парах или группах.

(Ответы учеников)

 

Цифровой склад ума: Исследование причин загрязнения и его степени.

Художественный склад ума: Снять фотографии о загрязнении.

Спортивный склад ума: Организовать команды по очистке загрязненной территории.

Музыкальный склад ума: Написать песню о загрязнении.

Коммуникационный склад ума: Создать организацию по оказанию давления на нарушителей.

Индивидуалистический склад ума: Продумать способы, с помощью которых можно было бы прекратить загрязнение.

 

Учитель: Теперь вы знаете, как проявляют себя люди с разными типами интеллекта в различной деятельности.

 

Учитель: При выборе будущей профессии важно выявить не только интересы, склонности, склад ума, но и нужно определить, соответствует ли данная профессия вашим предпочтениям в работе. Этот список предпочтений поможет вам определить, что важно для вас в работе. Перечисленные характеристики профессий направлены на то, чтобы ваша работа нравилась вам и приносила удовольствие.

 

Учитель: Сейчас мы прочитаем данный список предпочтений, а вы выберите 3 наиболее важных качества для вас. Расположите их по степени важности для вас. Что вы поставите на первое, второе и третье место?

Предпочтения в работе

Известность Вы сразу привлекаете внимание, потому что известны
Конкуренция На работе вы конкурируете с остальными
Гибкий график работы На работе вы сами выбираете график работы
Помощь людям Вы оказываете услуги людям, которым необходима ваша помощь
Независимость Вы сами решаете, какую работу вам выполнять и как
Влияние Вы влияете на мнения и решения других людей
Интеллектуальная стимуляция Ваша работа требует усиленных размышлений и логики
Работа вне помещения Вы хотите работать на открытом воздухе
Убеждение Вы убеждаете людей предпринять определенные действия
Физическая работа Ваша работа требует от вас физических усилий
Престиж Работа приносит вам положение в обществе и уважение
Связь с общественностью На работе вы имеете дело с общественностью каждый день
Узнавание На работе вы всегда на виду и вас узнают
Исследование Вы ищете новые факты, открываете и применяете их
Риск Ваша работа требует риска – физического или финансового
Рутина На работе вы каждый день выполняете одни и те же действия
Сезонная работа Вас нанимают только в определенное время года
Управление Вы управляете или следите за выполнением работы другими
Путешествия Ваша работа требует постоянных поездок
Использование математики Вы используете математику или статистику в работе
Разнообразие Ваши обязанности постоянно меняются
Благосостояние Вы зарабатываете много денег на работе
Работа с детьми Ваша работа заключается в обучении детей или уходе за ними
Ремесло Вы работаете вручную или используете инструменты
Работа с оборудованием Вы используете в работе технику или оборудование

 

(Ученики выполняют задание)

 

Учитель: Кто-нибудь желает высказать свою точку зрения? Почему вы так решили?

(Ответы ученика)

 

Учитель: Конечно, у каждого человека свои предпочтения в работе. Сколько людей, столько и мнений. Но сейчас некоторые люди главным предпочтением в работе называют престиж работы. Как вы понимаете слово «престиж»?

(Ответы учеников)

 

Учитель: Что важнее для будущего карьерного роста – престиж профессии или же ваши способности и интересы?

Прослушайте следующую историю и ответьте на этот вопрос.

 

Борис с детства увлекался кулинарией. Особенно любил печь пироги, печенье, увлекался чтением кулинарных книг. Решено было – после 9 класса он поступает в кулинарный техникум. Родители были недовольны, считали, что нужна профессия попрестижнее, а готовить можно и дома, пусть это будет хобби. Наконец, скрепя сердце, они согласились с выбором сына. Однажды по телевизору Борис увидел выступление известного артиста-сатирика, который высмеивал профессию повара. Борис решил: «Не хочу, чтобы с меня смеялись. Пойду в инженеры». Прошли годы. Он стал инженером. Работает без души, как говорится, от звонка до звонка, но пользуется любовью в коллективе. На праздники он приносит на работу домашний торт, пироги, печенье, угощает своих коллег. В обеденный перерыв лаборатория, где работает Борис, устраивает коллективное чаепитие, и все сотрудники от души хвалят Бориса, к нему обращаются за кулинарными рецептами. В итоге общество потеряло талантливого кулинара и приобрело посредственного инженера.

 

Учитель: Какие выводы можно сделать из этого жизненного примера?

Можно ли выбирать будущую профессию, приняв во внимание исключительно престиж данной профессии?

(Ответы учеников)

 

Учитель: Хорошо. А теперь давайте подведем итог нашего классного часа. Что нового вы сегодня узнали для себя? Или о себе, о своих способностях?

(Ответы учеников)

 

Учитель: Я надеюсь, что полученные сегодня сведения помогут вам в будущем сделать правильный выбор своей будущей профессии.