Отношение школьников к причинам успеха и неудачи на уроках физической культуры.

Надеждинская средняя школа

Район Магжана Жумабаева

 

 

 

 

ДОКЛАД

Тема: Отношение школьников к причинам успеха и неудачи на уроках физической культуры.

 

 

 

 

 

 

Подготовил: учитель физической культуры

Петрикей Сергей Викторович

 

 

 

 

2018 год.

Много лет преподавание уроков физической культуры в школе велось узко, однобоко. Целью уроков физической культуры было воспитание физических способностей школьников, достижение спортивных результатов, спортивные победы, отбор и селекция талантов. Существовало мнение, что учитель физической культуры в первую очередь должен заботиться о физическом развитии школьников и в зависимости от возрастных этапов искать средства и методы для максимального развития их возможностей в такой теории целенаправленного воспитания гораздо меньше внимания уделяется всестороннему развитию личности, когда согласуются аспекты физического, психического, душевного и социального здоровья, воспитывается потребность в здоровом образе жизни, формируются мотивы и навыки физической активности, которые сохранились бы по окончании школы до самой старости, то есть стали бы нормой жизни личности. Сегодня основная цель системы образования страны — воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления. Изменилась и цель физической культуры как учебного предмета: всем школьникам по возможности развивать и реализовывать свой физический, психический, душевный и общественный потенциал, формировать и укреплять навыки физического самовоспитания. Таким образом, сейчас недостаточно «натаскивания», цель которого — только увеличить уровень физической подготовленности школьников. Сегодня школа должна не только развивать у детей физические способности, но и формировать навыки самостоятельных физических занятий, сознательного укрепления своего тела физическими упражнениями. Очень важно уметь правильно подбирать формы физической активности в зависимости от потребностей своего организма и состояния здоровья. Иначе говоря, сегодня от школьника требуются активность, творчество и самовоспитание. По мнению некоторых авторов, одним из основных факторов, определяющих активность и потребность в самовоспитании школьников, является их отношение к причинам результатов своей деятельности (ответственность за происходящее с ними). Поэтому, формируя мотивы физической активности школьников и навыки физического самовоспитания, данному фактору необходимо уделить максимум внимания. Большинство исследований причин успеха и неудачи в процессе воспитания посвящено различным учебным дисциплинам (математике, чтению и др.). Намного меньше работ, анализирующих понимание результатов спортивной деятельности. Однако почти нет работ, в которых исследовалось бы отношение школьников к причинам успеха и неудачи на уроках физической культуры, то, как они сами понимают причины результатов своей деятельности.

Цель работы — установить и оценить, как школьники понимают причины успеха и неудачи на уроках физической культуры. Данная работа, основывается на гипотезе, что отношение школьников к причинам успеха и неудачи на уроках физической культуры может зависеть от возраста, пола и условий социальной среды. Для оценки отношения к причинам успеха и неудачи на уроке физической культуры был использован опросник. В него вошли несколько стандартизированных вопросов о частоте и продолжительности занятий школьников физическими упражнениями во внеурочное время, мотивации этой деятельности, а также другие связанные с нею вопросы. Данное исследование проводилось в 5, 6, 8 классах (29 учащихся (19 мальчиков и 10 девочек)). Результат показал, что в процессе исследования мнения школьников о причинах успеха на уроках физической культуры были замечены различия между мальчиками и девочками. Так, 52,63% мальчиков и 70% девочек эти причины склонны объяснять своими стараниями. Несколько меньшее влияние, по их мнению, оказывают различные благоприятные обстоятельства (соответственно 15,8% мальчиков и 30% девочек). В объяснениях причин успеха способностями к физической деятельности существуют различия между мальчиками и девочками.            Анализ причин успеха также показал (табл.1), что они не зависят от возраста исследуемых.

 

Таблица 1. Распределение ответов школьников о причинах успеха на уроках физической культуры

Группы исследуемых Причины успеха
легкость задания способности к спорту собственные старания случайность
5-й класс мальчики 1 2 5 1
девочки 1 2
6-й класс мальчики 3 1
девочки 2 2
8-й класс мальчики 2 1 2 1
девочки 3
Все мальчики 3 3 10 3
Все девочки 6 4

 

Несколько другие данные были получены при исследовании указанных школьниками причин неудачи на уроках физической культуры. Они главным образом связаны с прилагаемыми школьниками стараниями при выполнении заданий/упражнений (так утверждает 55,0% мальчиков и 60,2% девочек). Меньшее влияние, по мнению исследуемых, оказывают такие факторы, как: неблагоприятные обстоятельства (соответственно 26,5 и 22,0%), сложность задания (14,1 и 11,0%) и способности (4,4 и 6,7%). В отличие от объяснения причин успеха ни в одном из указанных факторов не было обнаружено больших различий в мнениях мальчиков и девочек.

Причины неудачи больше всего зависят от возраста школьников (табл. 2). Из данных таблицы видно, что чем старше школьники, тем менее важен для них фактор случайности. Ответ «Мне не повезло» выбрали 33,3% учеников 5-го, 37,5% — 6 — го и 33,3% — 8 — го  классов. И наоборот, заметно увеличивается важность затраченных усилий (соответственно 41,7%; 50% и 44,4%).

Таблица 2. Распределение ответов школьников о причинах неудачи на уроках физической культуры

Группы исследуемых Причины неудачи
мне не повезло сложное задание недостаточно способен недостаточно усилий
5-й класс мальчики 3 2 1 3
девочки 1 2
6-й класс мальчики 2 2
девочки 1 1 2
8-й класс мальчики 2 1 3
девочки 1 1 1
Все мальчики 7 3 1 8
Все девочки 3 2 5

Таким образом, наблюдения, позволяют предположить, что некоторые люди всю ответственность за происходящее с ними в жизни возлагают на себя (свои старания и способности), а другие склонны считать ответственными за все происходящее с ними либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. Людям, которые склонны приписывать ответственность внешним факторам: другим людям, случайности, окружающей среде, — свойственна внешняя локализация ответственности. Внутренняя локализация ответственности свойственна тем, кто события своей жизни склонен объяснять своим поведением, характером, способностями. Поэтому они верят, что все в жизни зависит от их собственных усилий и поведения, а не от случайных обстоятельств или других людей. Результаты наблюдения показали, что большинство школьников причины успеха видят в самих себе. То же самое можно сказать и о причинах неудач: мальчики и девочки как на причину неудачи указали на недостаточность собственных усилий. Это позволяет утверждать, что большая часть исследуемых школьников довольно ответственно относится к результатам, показанным на уроках физической культуры, главной причиной своего успеха или неудачи считая свои собственные усилия. Вместе с тем установлено, что подростки которые верят, что все в жизни зависит от их собственных усилий и поведения, а не от случайных обстоятельств, более позитивно относятся к учителям, более уверенны в себе, более спокойны и доброжелательны.

Результаты исследования выявили также различия в мнении мальчиков и девочек об уроках физической культуры. Мальчикам они доставляют значительно больше радости и удовлетворения, поэтому они, определяя причины успеха на этих уроках, гораздо чаще, чем девочки, указывали на легкость задания и собственные усилия. Девочки же среди причин успеха отметили значительно большую роль фактора случайности. Видимо, они равнодушнее относятся к урокам физической культуры, прилагают меньше усилий и принимают в них участие лишь потому, что это необходимо.

Немалая часть школьников склонна думать, что локализация причин их успеха на уроках физической культуры — внешняя, например счастливая случайность или несложность задания, а причины неудачи они чаще склонны приписывать внутренним факторам (например, недостаточным способностям). Таким образом, приписывая всю ответственность за неудачу стабильному внутреннему компоненту (например, способностям), а за успех — вариативному внешнему (например, счастливой случайности), эти школьники как бы оправдывают себя в том, что не прилагают достаточно усилий для выполнения заданий и достижения лучших результатов. Зная, что модели причин достаточно постоянны во времени и ситуации, особенно важно обратить внимание на тех школьников, которые склонны видеть источник успеха во внешней среде, им свойственны повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность. Поэтому имеются основания предполагать недостаточную мотивацию таких субъектов к физически активной деятельности, что, в свою очередь, подчеркивает важность педагогических форм контролируемого воздействия с целью повышения мотивации школьников, тем самым корригируя модели называемых ими причин успеха и неудачи на уроках физической культуры. Однако нет смысла контроля, который в основном определяется внутренней локализацией ответственности и уверенностью личности в том, что все происходящее с ней в жизни зависит от нее самой. Такая ориентация на всеобъемлющую ответственность в случае серьезных и многочисленных неудач служит основательной почвой для возникновения комплекса вины, что, в свою очередь, является фактором риска, грозя обернуться психоэмоциональной дизадаптацией, ростом дискомфорта, напряжения.

Значительное снижение важности фактора случайности при объяснении причины неудач может быть связано с уменьшением роста физических возможностей школьников в старших классах. Кроме того, все большие усилия, необходимые для успешного выполнения заданий на уроках физической культуры, возможно, свидетельствуют о недостаточной физической активности школьников. Уменьшение важности последнего фактора с возрастом подтверждают и данные научных исследований.

Все выше сказанное дает право предположить, что анализ причин успеха и неудачи школьников на уроках физической культуры позволит эффективнее формировать мотивы их физической активности и навыки физического самовоспитания.