Сакен Сейфуллин «Домбра»

Литература 4 класс

Тема: Сакен Сейфуллин «Домбра»

Цель:Познакомить учащихся с творчеством поэта; формировать знания о культуре казахского народа; о значении домбры в национальной истории.

Задачи: 1.Образоательные: познакомить учащихся с биографией писателя и его произведением; формирование умения анализировать прочитанное; совершенствовать навыки выразительного  чтения.

2.Развивающие: развивать творческие способности учащихся; обогащать словарный запас; умение мыслить, анализировать, сравнивать; повышать культуру речи.

3.Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине; прививать любовь и уважение к народной культуре.

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Вид урока: объяснение новой темы.

Оборудование: портрет писателя, домбра, аудио-запись кюя.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение цели урока.

3.Проверка д/з.

  1. Вступительная беседа.

Сакен (настоящее имя-Садвакас) Сейфуллин родился 15 октября 1894 году, в многодетной семье Жамал и Сейфуллы (всего у них было семеро детей). Сакен был старшим из детей. Отец Сакена, крестьянин-скотовод, поощрял проявившееся у смышленого мальчика уже в раннем детстве стремление получить образование. Сакен с похвальным листом окончил русско-казахскую школу на Успенском руднике, затем трёхклассное городское училище в Акмолинске. За годы учёбы Сакен настолько хорошо научился говорить и писать по-русски, что бесплатно преподавал русский язык казахским детям из аулов, приезжавшим в медресе в Акмолинск.

В 19 лет Сакен Сейфуллин поступил в Омскую учительскую семинарию, окончив которую, стал работать учителем в аулской школе в буглинской волости акмолинского уезда. Время было трудное: не было ни средств на содержание школ, ни учебников, занятия проводились в частном доме. С.Сейфуллин считал, что главное в воспитании и обучении-это уважение к личности ребёнка, вера в его силы и возможности. И дети ценили это, любили своего учителя, старались подражать ему во всём.

 

  1. Чтение биографии по учебнику.

-Где родился С.Сейфуллин?

-Кем был его отец? А мать? Сколько было детей в их семье? Кем работал Сакен в ауле?

-Какие стихотворения С.Сейфуллина мы читали во 2 –м,3 классах?

  1. Чтение стихотворения «Домбра»

Сейчас мы прочитаем его стихотворение «Домбра». Но сначала ответьте, что такое домбра?

Домбра-казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Также является народным инструментов у ногайцев. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольног, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

  1. Чтение стихотворения учителем.
  2. Чтение учащимися вполголоса.

-как вы понимаете выражение: «А я бренчал на домбре»?

-герой называет домбру исповедью нежных чувств, как вы объясните это слово?

-Для чего люди собрались в юрте? Чем является юрта для казахского народа?

-А где ещё могла бы звучать домбровая музыка?

-Какое впечатление производит игра домбры на самого героя и на слушателей? Прочитайте эти строки?

Если в произведениях «Жаворонок», «Родная земля», «Кокшетау» прославляется любовь к родине и переживаемым ею коренным переменам, то в стихотворении «Домбра» утверждается страстная любовь к музыке и искусству импровизации.

Домбра и по сей день остаётся для казахов самым любимым национальным инструментом.

-Определите тему произведения? В чём выражена идея стихотворения?

  1. Прослушивание кюев.

-А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы прослушали музыкальные отрывки из кюев Курмангазы. Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангаза, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярны в Казахстане и за рубежом.

-Что вы чувствовали, слушая музыку?

-Что такое олицетворение? Сравнение?

-Найдите в стихотворении олицетворения. Сравнения.

  1. Итог

-С каким стихотворением познакомились на уроке? Кто автор стихотворения?

Языком музыки в данном случае домбры, обрисовываются светлые горизонты будущего, чаяния народа о свободной жизни, борьба существования. Сакен Сейфуллин очень хорошо раскрыл значение домбры в жизни казахского народа. Великая сила хранится в инструменте. Заставить эту силу вырваться наружу могут умелые руки домбриста.

  1. Оценки.
  2. Рефлексия: если урок понравился, поднимите квадратики красного цвета, если не понравился – синего цвета, если вам было скучно и неинтересно-жёлтого цвета.
  3. Д/з. Выразительно читать стихотворение «Домбра», устно подготовить эссе на тему: «Что я чувствую, когда слушаю музыку»