«Дуб дождя и ветра, вовсе не боится….»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ    КАРТА

ОРГАНИЗОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:   познание, коммуникация

ТЕМАДуб дождя и ветра, вовсе не боится….»

Раздел:  ВК

Цель: Расширить знания детей о дубе. Знать почему надо беречь деревья; причину занесения видов деревьев в Красную книгу.
Продолжать учить детей понимать образный смысл легенды, стихов, загадок, поговорок, примет.
Развивать эмоциональное восприятие литературных произведений, мышление.
Воспитывать экологическое мировоззрение. Любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Словарь: дубрава, долгожитель, желудь, мореный дуб.

Этапы деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
 Мотивационно- побудительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно- поисковый

— Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик! (На сенсорных крестах висит шарик с письмом).

— Здесь письмо. Давайте прочитаем!

«Здравствуйте, ребята!

Приглашаю вас в гости.

Буду очень рад встрече с вами!»

Лесник.

— Оказывается, лесник приглашает вас к себе в гости.

— А вы знаете кто такой лесник?

— Где он живёт?

— Как называется его домик?  (Лесник — это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)

— Вы согласны пойти в гости?

— Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу?

·         Не ломать ветки деревьев и кустарников.

·         Не срывать и не затаптывать цветы.

·         Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

·         Не уничтожать лягушек и жаб.

·         Не подходить к птичьим гнёздам.

·         Не забирать яйца из гнёзд.

— Запомните правила. пригодятся в любое время года, когда пойдёте в лес.

— Вот теперь мы можем отправиться в путешествие.

. Остановка “Зеленый друг”

 — Мы попали … в лес. (обращаю внимание на картину),

— Что растет в лесу?

— Какие деревья вы знаете?

— Определите, с каких деревьев упали эти листья?

 

— К какой группе относятся эти деревья?

 

 

-А этот лист улетел далеко от своего дерева.

— С какого дерева упал этот лист? (С дуба, этот лист …дубовый)

Ш. Сообщение темы и целей урока.

— Как называется дерево?

— Сегодня мы будем говорить о дубе, мне хотелось бы рассказать вам легенду о дубе

Послушайте ее.

Легенда о дубе

«Деревья, как и люди, умирают от старости или гибнут от болезней, топора или огня. Они сражаются друг с другом, и победители живут много дольше побежденных. Но нужна необыкновенная удача, чтобы дерево прожило весь положенный ему срок. Такая удача выпадает одному из многих тысяч.
Когда-то давным-давно деревья были живыми, они могли разговаривать друг с другом и даже передвигаться с места на место. Их язык хорошо понимали жившие тогда люди, они бережно относились к деревьям, считая их своими друзьями, — ведь те давали им кров, защиту и пищу. Для костров и постройки жилищ они использовали только мертвые стволы, упавшие на землю.
Но шло время, людям все больше и больше требовалось древесины — они строили огромные дома, а их печи, как ненасытные чудовища, непрерывно пожирали топливо. И вот зазвенели топоры и пилы в лесах и рощах. Бывшие друзья с глухим стоном падали на землю, обнимая ее своими руками-ветвями. И постепенно люди разучились понимать язык деревьев, он стал не нужен им. Наиболее часто и самыми первыми гибли высокие и могучие деревья. Некоторые из них пытались уйти в непроходимые чащобы, но проходило время, и беглецов в конце концов настигали топор или пила».

Вопросы по легенде:

1. Какие чувства вызвала у вас легенда? Почему?
2. Как жили деревья раньше?
3. Зачем человеку все больше и больше требовалось древесины?
4. Почему люди и деревья перестали понимать друг друга и считать друзьями?
5. Что могут сделать люди, чтобы помочь деревьям?

Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного об этом удивительном дереве.

Загадываю загадку

«Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.»
Какие слова загадки подсказали вам ответ?

Лес, в котором кроме других деревьев, растет большое количество дубов, называется дубрава.

Повторите это слово и постарайтесь запомнить.

2. Остановка “Дубрава”.

— Давайте отдохнем в дубраве.

IVФизминутка.

На поляне дуб высокий (руки вверх)

Потянулся к небу кроной

Он на ветках среди леса (руки вверх и покачивание)

Щедро жёлуди развесил (сгибание рук)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут! (наклоны влево — вправо)

Не ленись и не стесняйся, (наклоны вперёд-назад)

За грибами наклоняйся! (разводят руками)

Вот лягушка поскакала, (скачут).

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе!

Ну а мы пройдем немного. (идём шагом)

Поднимаем выше ногу!

— Где отдыхали?

— Что такое дубрава?

Есть такая примета: «Дубрава шумит к непогоде». Как вы ее понимаете?

3. Остановка “А знаете ли вы, что…”.

Дуб растёт медленно, сначала — сильнее в высоту, позднее — в толщину. Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, потому то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.

Дуб всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
У дубов темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе.
Листья и цветки на дубах появляются одновременно в мае, но позже других деревьев. Осенью листья на дубах опадают неохотно, некоторые остаются висеть на ветвях сухими почти всю зиму.

Дубы – деревья-долгожители. Как вы понимаете слово «долгожитель»?

Дубы живут очень долго.

Издавна у людей дуб считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.

 

«Дуб»

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый.
Значит, закаленный!
(И. Токмакова)

Среди ветвей дуба часто селятся птицы. А под дубами растут многие грибы. А сейчас – еще одна загадка, о дубовых плодах.

Загадка про жёлудь:

В золотой клубочек
Спрятался дубочек.

Желуди — замечательный корм для медведей, кабанов, оленей, белок, различных мелких грызунов и некоторых птиц.

Берет птица в носок,
Самый лучший кусок,
А что остается
Свинке достается.

Особенно любят желуди кабаны, даже поговорка про то есть: «Кабан хоть и сыт, а мимо желудя не пройдет». Как вы ее понимаете?

Есть такая примета: «Много желудей на дубе — к лютой зиме».

Дидактическое упражнение «Набери желудей»

Детям раздаются карточки с цифрами. Каждый ребенок должен набрать столько желудей (рассыпанных на ковре), сколько обозначено цифрой на его карточке.

 

Наши предки называли дуб «хлебным деревом» потому что из желудей делали муку и пекли желудевый хлеб. Еще из желудей делали напиток. Дубовые листья использовали при засолке огурцов. В бане мылись с помощью веников из дубовых листьев.
Кору и листья дуба используют для лечения некоторых болезней.

По прочности древесина дуба считается одной из лучших. Из дубовой древесины делали ворота, бочки, строили дома, делали мебель, двери, колеса. В старину воины делали из дуба оружие: дубинки, копья. Особо ценился мореный дуб. Люди погружали целые стволы дуба на долгие годы под воду.

Вот так бревно:
В воде давно
Лежит, но не пропало,
Еще прочнее стало.

Действительно, дуб, который находился (морился) под водой, приобретал удивительно красивый цвет древесины, из которой делали резные украшения, мебель для дворцов, даже троны для королей.
И так увлеклись люди, что вырубили великое множество дубов. Даже царю Петру Первому пришлось запретить рубить дубы и советовать людям при случае сажать в землю желуди.

Ведь именно из желудей вырастают дубы.

Желудь и дуб

С ветки на землю
Шлепнулся желудь,
Желудь созревший,
Желудь тяжелый.
Он от испуга
Плачет и плачет
И желудиных
Слезок не прячет.
– Что же мне делать,
Дуб-исполин?
Эй, отвечай-ка,
Я же твой сын!
– Что тебе делать?
В землю зарыться,
Чтобы к весне
В дубок превратиться.
(Лейла Эрадзе)

Экологический тренинг

Вы хотели бы почувствовать себя деревом?

«Мои корни глубоко вросли в землю,

Мои ствол, мои ветви тянуться к солнцу.»

4. Остановка “Почемучка”. 

1. Почему дуб считают символом долговечности, силы, здоровья, красоты?
2. Что такое дубрава?
3. Как растут дубы?
4. Как по коре дуба определить молодое или старое дерево?
5. Почему дуб – долгожитель?
6. Как используют дуб птицы и звери? Человек?
7. За что дуб называли «хлебным деревом»?
8. Что такое «мореный дуб»?
9. Как появляется на свет молодой дубок?
10.Что предпринял царь Петр Первый для защиты дубов?
11.Какой лесной зверь так любит желуди, что ест их даже если не голоден?
12.Какова древесина дуба?

 

Заинтересованны.

 

 

 

 

Проявляют желание узнать, о содержании письма

 

 

 

 

 

 

(Охраняет лес).

(В лесу).

(Сторожка).

 

 

 

 

 

(Да)

(Дети высказывают своё мнение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают картину

 

 

(Клён, берёза, липа и т. д.).

(Это кленовый лист, он упал с клёна — прикрепить к дереву, это берёзовый лист, он упал с берёзы, это липовый лист, он упал с липы).

(К  лиственным).

 

(Дубовый)

 

 

(Дуб).

 

 

 

 

 

 

 

Слушают легенду, стараются понять смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отгадывают

 

(Дуб)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют, запоминают

 

 

 

 

 

 

Выполняют действия согласно текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

Объясняют смысл пословицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют, запоминают примету.

 

 

 

Собирают количество желудей согласно цифры на  карточке

 

 

 

 

 

 

Слушают, понимают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают стихотворение, читают его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют.

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

Рефлексивно — корригирующий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Остановка “В ГОСТЯХ У ЛЕСНИКА ”.

 

Я очень рад , что вы пришли ко мне в гости. понравилось ли вам путешествие?

Я хочу подарить вам на память желуди, из которых вы вместе с родителями сможете сделать любые поделки

 

— О каком дереве говорили?

— К какой группе относится?

— Какую пословицу запомнили?

 

 

 

Радуются.

 

 

 

 

 

 

Подводят итог.

Ожидаемый результат:

Знать:  в связи с чем дуб подвержен уничтожению, правила охраны окружающей природы.

Иметь: представление о  дубе, о его лекарственных свойствах; о роли леса в жизни человека.

Уметь: отвечать на вопросы полным ответом, слушать товарищей