План-конспект урока русского языка, проведенного в 3 классе.

Содержание

План-конспект урока русского языка, проведенного в 3 классе.
3.Воспитывать взаимовыручку, бережное и внимательное отношение к природе.Оборудование
Ход урока
3.Словарная работа
4. Объяснение нового материала
Сказка о мягком знаке.
7. Итог урока

 

Учитель начальных классов Трифонова Ирина Марковна.

«Главный метод гуманистического воспитания — доставлять ребенку радость общения с нами, радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха, — эти слова известного ученого Ш.А.Амонашвили я взяла за основу, готовясь к уроку русского языка по теме: « Мягкий знак на конце у существительных после шипящих».

В самом начале урока, чтобы обеспечить высокий уровень вовлеченности учащихся в учебную деятельность, я включила коррекционно-развивающее упражнение на деление слов на группы и нахождение основания (семья, весна). Впоследствии на физминутке я эти же слова предложила детям в игре « Ассоциации» (с мячом). Эта игра развивает креативность мышления и очень нравится детям.

Очень важно проявлять особое внимание к эмоциональному состоянию детей, снять раздражение, агрессию, уметь переключать их внимание, заинтересовать учебной деятельностью. Перед чистописанием я диагностировала настроение детей. Предложила запомнить и нарисовать девочку, которая ближе их настроению. Прием «фотографирования» и весь материал этапа чистописания направлены на развитие памяти, внимания, речи, временных отношений и эмоционально-личностной сферы ребенка.

В словарной работе я применила прием — за 1 минуту найти и выписать из словаря слова с мягким знаком, который обозначает мягкость согласных звуков, указать род имен существительных. Это мобилизовало детей. Учащихся, которые выписали мало слов, постаралась успокоить, приободрить, уверить, что в следующий раз они за 1 минуту напишут больше слов. Педагогическая поддержка особенно необходима учащимся со сниженным темпом работы.

На уроке широко использованы игровые технологии. Практика показывает, что совершенно необходимо как можно чаще учащихся младших классов ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции, ответить на вопросы детей. Поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение. В младших классах слово учителя, объяснение тоже может стать игрой, сказкой. При объяснении нового материала я использовала эффективный прием — грамматическую сказку. Фантазия, творческое воображение помогают лучше усвоить сложный грамматический материал. « Сказку о путешествии и приключениях Мягкого знака» я проиллюстрировала. Героев сказки: рожь, шалаш, еж, печь и др. я использовала при первичном закреплении материала. Грамматические сказки будят нравственные чувства, дают работу мысли. В этап развития речи я включила дидактическую игру « Экзамен». Дети берут билеты, в которые включаются практические вопросы на изучаемый новый материал, готовятся, затем оцениваются. Один из билетов счастливый. Тот, кому он достанется, получает без ответа пятерку. Учителю она дает возможность проверить уровень усвоения знаний учащимися.

При изучении нового материала я создала проблемную ситуацию, поставила конкретные вопросы: — А сейчас внимательно послушайте сказку о мягком знаке и ответьте, у существительных какого рода на конце он пишется. И после прослушивания сказки:- Так с кем не удалось подружиться Мягкому знаку? С кем он подружился? Запишем. ( Запись слов осуществляется на доске с комментированием и в тетрадях (технология С.Н.Лысенковой)).

Важным дидактическим приемом является право свободы выбора. Учитель организует процесс обучения так, чтобы каждый ребенок мог трудиться и имел бы успех в своей деятельности. Для этого предусматриваются варианты выбора материала, форм работы, возможного партнера. На этапе развития речи я применила технологии уровневой дифференциации. Часть детей (5 уч-ся) играло в дидактическую игру « Экзамен» и выполняли задания по билетам, а остальные писали под музыку творческий диктант. Затем была осуществлена проверка у доски, самопроверка с помощью « светофоров» для достижения обратной связи и самооценка. Это технология совершенствования общеучебных умений (В.Н.Зайцев).

Таким образом, я постаралась применить на уроке несколько современных педагогических технологий, которые помогли мне не только разнообразить урок, но и достичь его целей.

 

План-конспект урока русского языка, проведенного в 3 классе.

Тема: Мягкий знак на конце у существительных после шипящих.

Цель: 1. Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имен существительных после шипящих (грамматическая роль).

2. Формировать умение писать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце;

Развивать навык грамотного безотрывного письма;

К.Развивать умение делить слова на группы и выбирать основание для классификации, речь, внимание, креативность мышления, формировать навыки самоконтроля.

^ 3.Воспитывать взаимовыручку, бережное и внимательное отношение к природе.

Оборудование: карточки со словами на орг. момент, рисунки для сказки,

билеты к дидактической игре «Экзамен», мяч для физминутки, аудио кассета с музыкой

Э.Грига «Утро в лесу», учебники, «светофоры».

Приемы:1) грамматическая сказка о мягком знаке

2) дидактическая игра «Экзамен»

3) игра с мячом «Ассоциации»

4) творческий диктант под музыку

^ Ход урока 

1.Орг. момент

1) -Распределите слова деньки, апрель, жилье, листья, семья, счастье на 2 группы.

Семья, счастье, жилье.

Апрель, деньки, листья.

-Почему?

2) Стихотворение о мягком знаке

Мягкий знак — хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто проситься.
3) Сообщение темы и целей урока.

-Вы уже знаете, когда пишется мягкий знак-показатель мягкости согласных, разделительный мягкий знак. Сегодня вы услышите сказку о нем, о его путешествии и приключениях и узнаете, в каких еще словах пишется мягкий знак.

 

2.Чистописание

1) –Запомните и нарисуйте Буратино, который ближе вашему сегодняшнему настроению.

( Прием «фотографирование»)

(Напомнить о правильной посадке при письме.)

ь ь ь / / / ь ь / / ь / в в в / / / в в / / в /

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.

-Прочитайте выразительно. Обратите внимание на знаки препинания в этих предложениях. Почему в конце 1-го предложения стоит восклицательный знак?

— Какой сейчас месяц? (март)

— Какой второй месяц весны? Последний? (апрель, май)

^ 3.Словарная работа (Мельник – словарь стр. 263)

— За 1 минуту найдите и запишите в тетрадь словарные слова с мягким знаком, который обозначает мягкость согласных звуков.

— Укажите род.

— Обменяйтесь тетрадями, выставьте друг другу отметки за это задание. ( Взаимопроверка.)

^ 4. Объяснение нового материала

1.- А сейчас внимательно послушайте сказку о мягком знаке и ответьте, у существительного какого рода на конце он пишется.

^ СКАЗКА О МЯГКОМ ЗНАКЕ.

В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь «Имя существительное». Ему принадлежали все живые и неживые предметы. Кто?- человек, девочка, еж; что?- дворец, окно, камень.

Царь любил своих подданных и ласково говорил: «Вот она, моя дочь, ласточка, вода. А вот он, мой сын, труд, малыш, город».

Была в стране Грамматика буква — мягкий знак. Одни существительные жить без нее не могли: соль, кость, путь. А другие ссорились и шипели друг на друга: шалаш и рожь, печь и грач, луч и дочь. Они спорили между собой, где же должен жить мягкий знак.

И вот в один солнечный денек захотелось мягкому знаку найти себе друзей. Вышел он за ворота города и пошел по дороге. Вскоре мягкий знак дошел до реки и увидел прекрасный цветок. Он потянулся к нему, но вдруг из воды вынырнула страшная рыба. Это был ерш. Ерш открыл свою огромную пасть и чуть не утащил мягкий знак на дно.

Бедняга еле успел отскочить от воды. Испуганный, наш путешественник побрел дальше от реки.

Вдруг на небо набежала черная туча, и дождь полил как из ведра. Мягкий знак увидел шалаш и стрижа, летавшего рядом. Но стриж даже не поздоровался с мягким знаком,

улетев к своему берегу. Наш путник забежал в шалаш, но тот был такой ветхий, да к тому же в нем зияла огромная дыра. Кое-как мягкий знак переждал дождь, но совсем промок и продрог. Ему нужно было идти дальше. Вскоре он заметил под елью ежа и предложил ему дружбу. Мягкий знак залез под ель и прижался к ежу, чтобы согреться, но еж сильно уколол его своими иголками. Наш герой обиделся и ушел. Вскоре он забрел на ржаное поле. Рожь не прогнала его, угостила своими зернами. Мягкому знаку стало немного лучше. Он поблагодарил рожь. И тут, откуда ни возьмись, появилась полевая мышь.

Она обрадовалась гостю, пригласила его к себе в нору, напоила, отогрела, приютила, уложила спать на теплую печь на ночь. Утром мягкий знак, отдохнувший и довольный, пошел домой.

Он не нашел себе друзей среди ерша, стрижа, шалаша и ежа, зато навсегда подружился с рожью, мышью и печью. С тех пор мягкий знак пишется на конце после шипящих только у существительных женского рода.

2. – Так с кем не удалось подружиться мягкому знаку? С кем он подружился? Запишем.

( На доске и в тетрадях.)

м.р. ж. р___. 

ерш рожь____­

стриж мышь___

шалаш печь____ 

еж_______________________ 

— Допишите еще слова, чтобы было поровну.

3. Чтение правил на с.170-171 (Рамзаева)

5.Физминутка

( С мячом. Игра « Ассоциации». Слова: счастье и весна.)

 

  1. 6. Развитие речи

    1) Игра « Экзамен».(4 билета)

    Билет 1.

    — Вставить, если нужно, буквы в слова, подчеркнуть.

    Ландыш(?) любит лесную глуш(?).

    Билет 2.

    — Вставить, если нужно, буквы в слова, подчеркнуть.

    Лещ(?) и ерш (?) – рыбы, грач(?) и стриж (?) — птицы.

    — Что ты знаешь о грачах и стрижах?

    Билет 3.

    Счастливый билет. Поздравляем! Садись – «5».

    Билет 4.

    Вставь, если нужно, буквы в слова, подчеркни.

    Х (?)лодный ключ(?) всю ноч(?) шумит в овраге.

    — Как ты понимаешь значение слова ключ?

    ( Дети выполняют на местах.)

    2) Творческий диктант

    (Под музыку норвежского композитора Эдварда Грига « Утро в лесу»).

    — Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и слова, спишите, озаглавьте, а музыка вам поможет.

    ( Не называю название музыки.)

    …………………..

    Кончилась ноч(?). Пр. снулись певчие __________.Звонк. закуковала _____________.

    На развилке в. твей св. стит ____________. З.стучал по дер. ву ____________.

    ( Проверка с помощью « светофоров». Самопроверка и самостоятельное выставление отметок в тетрадях за выполнение задания.)

    ^  Итог урока

    -Какую сказку вы сегодня услышали?

    -Чему она научила вас?

    У существительных какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак?

    8. Рефлексия

    Вот наш урок близится к концу. Согласно изученному правилу поставьте ь в нужные слова, если вам было интересно сегодня на уроке, а не очень-не ставьте.

    (Все участники подходят к доске и помещают ь в помещенные слова).

 

  1. Домашнее задание

    1) Выучить правила на с.170-171.

    2) Выполнить упр.454 на с.171.

    10. Оценка знаний

    Оценка работы учащихся, выставление отметок в журнал.

    11. Конец урока

    Рекомендации детям и дежурному.