Общая характеристика класса пресмыкающиеся.

Тип урока

Тема урока

Цель урока:

 

Задачи:

А) образовательная

 

 

 

Б) Воспитательная

 

 

 

 

 

 

 

В) Развивающая

 

 

 

Методы и методические приемы:

Оборудование:

Дополнительная литература:

План урока:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

?

?

?

?

?

?

?

?

?

 

 

Демонстрация слайдов:

Слайд:1

 

 

 

 

 

Слайд:2

 

 

 

 

 

 

 

Слайд:3

 

 

Слайд:4

 

 

 

 

 

Слайд:5

 

 

 

 

 

Слайд:6

 

 

 

Слайд:7

 

 

 

 

 

 

 

Слайд:8

 

 

 

 

Слайд:9

 

 

 

 

 

Слайд:10

 

 

 

 

?

?

?

?

?

?

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала.

Общая характеристика класса пресмыкающиеся.

раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся как наземных животных.

1.Дать понятие об особенностях организации класса пресмыкающихся как настоящих наземных животных;

2.Формировать понимание зависимости строения систем органов от среды обитания.

1.Воспитывать интерес к изучению данного класса животных, а также бережное отношение к природе.

2.Формирование научно- материалистического мировоззрения на основе раскрытия  особенности внешнего и внутреннего строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся как наземных животных.

3.Формирование навыков и умений работы с демонстрационным, и раздаточным материалом.

1.Развивать умений и навыков работы источниками дополнительной информации; дидактическим и наглядным материалом.

2.Развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности.

Словесный: объяснительная беседа, рассказ;

Наглядный: демонстрация презентации, фильм;

Медиапроектор, экран, презентация.

Биология:Животные:Учеб. для 7-8 кл. сред. шк./Б.Е. Быковский,Е.В. Козлова,А.С. Мончадскийи др.;М.: Просвещение ,1989.-256 с.:ил.

Этапы урока:

I.                   Организационный момент   (1-2мин.).

II.                Проверка знаний по теме «Многообразие земноводных».  (10 мин.)

III.              Изучение нового материала (20-25мин.).  Общая характеристика класса пресмыкающиеся.

1. Общая характеристика класса пресмыкающихся, или рептилий.

2. Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде.

3. Питание и поведение.

4.Размножение и развитие.

IV.             Закрепление и обобщение (3-4мин.)

V.                Домашние задание (2 мин.).

 

Ход урока:

Здравствуйте! Садитесь. Прошу дежурного написать на листке список отсутствующих. На прошлом уроке мы говори с вами о многообразии земноводных. А  сейчас  я проверю, как вы усвоили прошлую тему.

Назовите характерные особенности земноводных?

Какие изменения произошли в дыхательной и кровеносной системах земноводных в связи с их выходом на сушу?

Из каких отделов состоит скелет земноводных?

Какие отряды объединяет класс Земноводные?

Назвать представителей отряда Хвостатые?

Назвать представителей отряда Бесвостые?

Назвать представителей отряда Безногие?

Выборочно проверить тетради. (таблица)

Сегодня мы познакомимся с новым классом  хордовых животныхпресмыкающимися.
При передвижении многие пресмыкающиеся касаются телом земли, ползут, смыкаются с ней (отсюда и название класса). Тело пресмыкающегося удлинённое, как у ящериц, крокодилов, змей, или округлое, выпуклое, как у черепах. Снаружи оно имеет роговой покров, состоящий из роговых чешуй и щитков. Роговой покров защищает тело пресмыкающегося от повреждений, а также от потери воды и тем самым даёт возможность животному жить в сухих местах.

Чешуи и щитки важны также при передвижении для многих представителей класса. С их помощью извивающееся животное отталкивается от неровностей почвы и ползёт вперёд. У тех видов, которым не приходится ползать на брюхе, такие щитки не нужны и они не развиты. Например, у морских змей, всю жизнь плавающих в толще океанских вод. У таких представителей, как черепахи, наряду с роговыми образованиями имеются костные пластины, из которых состоят спинной и брюшной щиты панциря.
За исключением змей и безногих ящериц, у пресмыкающихся по две пары ног, располагающихся по бокам туловища, но не поднимающего тело животного высоко над землёй.
Сердце почти у всех рептилий трёхкамерное, но в желудочке имеется неполная перегородка. Она уменьшает смешивание артериальной и венозной крови. Поэтому в органы пресмыкающихся поступает кровь, более богатая кислородом, чем у земноводных. У крокодилов сердце четырёхкамерное.

Рептилии – раздельнополые организмы. Оплодотворение у них внутреннее. Самка откладывает яйца, содержащие запас питательных веществ  для зародыша (желток). Снаружи яйца покрыты кожистой оболочкой (у ящериц, змей) или известковой скорлупой (у крокодилов, черепах). У рептилий северных областей нередко яйцеживорождение.

В мире насчитывается более 7000 видов пресмыкающихся. Эти виды делятся на четыре отряда: черепахи, клювоголовые, чешуйчатые и крокодилы.
Несмотря на то что пресмыкающиеся могут пользоваться весьма разнообразными способами передвижения: бегают, лазают, прыгают, плавают, некоторые даже как бы летают, — они вполне заслуживают своё название, так как даже их ходьба и бегание в точном смысле есть не что иное, как пресмыкание. Во многих случаях брюхо волочится по земле и оставляет на ней след; даже у тех пресмыкающихся, которые имеют конечности, они бывают направлены в стороны и хотя могут сообщать телу движение, но не в состоянии поддерживать его.

У змей, у которых нет конечностей, роль их исполняют рёбра, которые при своей подвижности подталкивают тело. Змеи могут даже забираться на деревья, пользуясь рёбрами как ногами; у других пресмыкающихся, особенно у ящериц, бывают очень совершенные приспособления для ползания по деревьям или отвесным каменным стенам.

Это первые настоящие наземные позвоночные, характеризующиеся тем, что размножаются на суше яйцами, дышат только лёгкими, механизм дыхания у них всасывательного типа (при помощи изменения объёма грудной клетки), хорошо развиты проводящие дыхательные пути, кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, кожных желёз почти нет.

У некоторых, кроме того, существует способность приспосабливаться к цвету окружающей обстановки и изменять свою окраску до некоторой степени произвольно, как мы увидим далее, например, у хамелеона. Какие приспособления позволили пресмыкающимся освоить сушу?

Чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных?

В чем особенности размножения пресмыкающихся?

Что представляют собой покровы тела пресмыкающихся?

Чем представлена дыхательная система пресмыкающихся?

Из скольких камер состоит сердце пресмыкающихся?

Чем змеи отличаются от ящериц?

Заполнить таблицу на стр. 200

Домашняя работа: Параграф « Пресмыкающиеся», ответить на вопросы.