«Выполнение заданий повышенного уровня» (10 класс)
Рабочая программа
факультативного курса по химии
«Выполнение заданий повышенного уровня»
(10 класс)
Учитель химии КГУ «ОШ №16» Тагирова И.В.
Пояснительная записка
Решение расчётных задач и выполнение различных упражнений повышенного уровня является важным элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал, учит мыслить логически. Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета, способствует политехнической подготовке учащихся и знакомству с проблемами охраны окружающей среды, расширяет кругозор учащихся, позволяет установить связь химии с другими науками, особенно с физикой и математикой, воспитывает самостоятельность. Поэтому на выпускных экзаменах и на экзаменах при поступлении в ВУЗы в экзаменационные билеты всегда включаются задачи, прежде всего расчётные. Это удобный способ проверки знаний.
Однако при изучении органической химии в школьном курсе на решение типичных задач отводится ограниченное количество времени, которого не всегда хватает для отработки данных заданий. Разбор и отработка упражнений повышенной сложности требуют дополнительных знаний, умений и дополнительной затраты времени.
Данный факультативный курс предназначен для учащихся, изучающих базовый уровень. Эти факультативные занятия позволяют помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе, а также к участию в химических олимпиадах, развивают интерес к изучению предмета. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной подход – разбор с помощью учителя задач и упражнений, предусмотренных программой, опирающийся на имеющуюся теоретическую базу, с последующим самостоятельным решением подобных и несколько усложнённых заданий, а затем — проверкой и обсуждением результатов. Курс основан на параллельном изучении теоретических основ органической химии в урочное время.
Темы факультативных занятий:
№п/п | Дата проведения | Тема занятия. |
1. |
Повторение основ неорганической химии |
|
2 |
Повторение основ неорганической химии |
|
3 |
Классы неорганических соединений |
|
4 |
Химические свойства неорганических веществ |
|
5 |
Химические свойства неорганических веществ |
|
6 | Основные стехиометрические законы. | |
7 | Типы химических реакций | |
8 | Типы химических реакций | |
9 | Окислительно-восстановительные реакции | |
10 | Окислительно-восстановительные реакции | |
11 | Решение цепочек превращений, отражающих взаимосвязи изученных классов неорганических веществ | |
12 | Решение цепочек превращений, отражающих взаимосвязи изученных классов неорганических веществ | |
13 | Скорость химических реакций | |
14 | Химическое равновесие, условия смещения химического равновесия при протекании реакций | |
15 | Использование знаний физики и математики. Способы решения задач | |
16 | Решение задач на нахождение массы продукта реакции по массе исходного вещества. | |
17 | Решение задач с использованием закона Авогадро. | |
18 | Задачи на соотношение основных характеристик газов. | |
19 | Задачи на соотношение основных характеристик газов. | |
20 | Задачи на нахождение молярной массы смеси газов. | |
21 | Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе. | |
22 | Задачи на смеси газов. | |
23 | Задачи на горение топлива. | |
24 | Смешанные задачи | |
25 | Задачи по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке. | |
26 | Задачи по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке. | |
27 | Решение задач на определение массовой доли выхода продукта реакции | |
28 | Решение задач на определение массовой доли выхода продукта реакции | |
29 | Задачи на определение формулы вещества по массовым долям элементов | |
30 | Задачи на определение формул, если известны массы или объемы продуктов сгорания. | |
31 | Задачи на определение формул, если известны массы или объемы продуктов сгорания. | |
32 | Задачи на определение состава смесей | |
33 | Задачи на определение состава смесей | |
34 | Итоговое занятие |
Рекомендуемая литература:
1. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г., «Задачи по химии для поступающих в ВУЗы» — М., Высшая школа
3. Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е. «Учись решать задачи по химии»-М., Просвещение.
4. Берман Н. И., СШ «Решение задач по химии»-М.,Слово.
5. Пак М., «Алгоритмы в обучении химии».
6. Лабий Ю.М. «Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств»-М., Просвещение.