Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря  «Атамекен» с дневным пребыванием детей

ГУ «Лозовская средняя общеобразовательная школа»

Успенского района

 

 

 

Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря  «Атамекен» с дневным пребыванием детей

 

 

Лозовое-2017

 

Пояснительная записка

 

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря, а также где большое внимание уделяется концепции «Мәңгілік Ел», выдвинутой Первым Президентом Республики Казахстан – Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Поскольку с приобретением независимости жизненные перспективы людей Казахстана стали более разнообразными и во многом реальными. Сохранение целостности республики как социального организма на уровне нации и общества остается главенствующей задачей в период укрепления стабильности, благополучия и безопасности страны. Укрепление гражданской и духовной, этнической и национальной идентичности, ускорение социокультурной и социопсихологической активности населения составляют приоритеты развития казахстанского общества. Принцип единого начала и единого духа в многоэтническом и разноконфессиональном государстве, принцип многообразия в едином направлении их деятельности – вот что стимулирует жизненные перспективы человека и народа Казахстана в ХХI веке. И, поскольку детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время, то именно в летний период, когда на площадке дети самых разных национальностей и возрастов будут находиться и оздоровляться на одном пространстве, у них будет та самая возможность для общения, дружбы, духовного и нравственного развития, а также для реализации своих возможностей.  Ведь именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом.

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием  учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течении 2-х лагерных смен. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 12  и 13 человек.

Всего в лагере отдыхают 25 обучающихся в 1 смене и 25 обучающихся во 2 смене.

Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 7–11 лет.

 

Концепция программы

 

Казахстан вошел в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги дополнительного образования единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.

Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.

Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда.

Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов,  как  двигательная  активность,  закаливание и др.

Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа школьного оздоровительного лагеря «Атамекен». Девиз нашего школьного оздоровительного лагеря: «Солнце в ладони, сердце в груди, наш «Атамекен» всегда впереди Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив школы ставит перед собой следующие цель и задачи.

Цель:   Создать условия для полноценного отдыха и оздоровления детей,  содействовать формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, развивать творческие способности детей в разновозрастном коллективе.

Задачи:

  • создание благоприятных условий, способствующих интеллектуальному, эмоциональному, физическому и творческому развитию личности молодых казахстанцев;
  • укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни, содействие полноценному физическому и психическому развитию;
  • развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество;
  • формирование у школьников навыков общения и толерантности;
  • формирование у детей активной гражданской позиции,  системы духовно-нравственных и гуманистических ценностей, положительного восприятия семейного образа жизни, созидательного построения будущего.

Принципы

 

Программа  летнего оздоровительного лагеря «Атамекен» опирается на следующие принципы:

 

  1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
  2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в  лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
  3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе  развития творческих способностей.
  4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

— отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

— создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

— взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

— активное участие детей во всех видах деятельности.

  1. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

 

 

 

 

Основные формы реализации программы

 

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей  «Атамекен» — это воспитательная  система, способствующая развитию ребенка как  творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.

В основу реализации программы  заложены разнообразные формы и методы, но в основу положена — игра. Так как игра способствует пробуждению детской любознательности, вовлекает в активное освоение окружающего мира. При выборе игр приоритет отдается тем, которые направлены на развитие сотрудничества и взаимопонимания.

 

Условия реализации программы.

Нормативно-правовые условия:

  • Закон «Об образовании РК»
  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  • Устав ГУ «Лозовская средняя общеобразовательная школа»
  • Положение о лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  • Приказы отдела образования.
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Планы работы.

 

 

 

 

 

 

 

Материально-технические условия предусматривают:

  Применение Источник финансирования и материальная база Ответственные
1 2 3 4
Кабинеты Комната отдыха, игровые комнаты, Материальная база школы. Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания,    (в случае плохой погоды) Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Спортивная площадка Площадка для  проведения общелагерных  игр на воздухе, спортивные состязания Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Школьный двор Отрядные дела, игры-путешествия Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря
Медицинский

кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены Материальная база

школы

Медицинский работник школы
Школьная библиотека Литература для педагогов и детей лагеря Материальная база
школы
Библиотекарь
Школьная столовая Обед Материальная база
школы
Заведующая пищеблоком
Комнаты гигиены Туалеты    раздевалки Материальная база школы Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал

 

Методические условия предусматривают:

  • наличие необходимой документации, программы, плана
  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
  • коллективные творческие дела
  • творческие мастерские
  • индивидуальная работа
  • тренинги
  • деловые и ролевые игры

Территория, помещения.

При работе летнего пришкольного лагеря используется территория ГУ «Лозовская  средняя общеобразовательная школа», спортивная площадка, игровая площадка, а также:

актовый зал – 1;

компьютерный класс – 1;

мультимедийный кабинет — 1;

спортивный зал – 1;

столовая -1;

отрядные комнаты – 2;

раздевалка – 1;

туалет  – 1.

Оборудование.

Для реализации программы используется следующий инвентарь.

Спортинвентарь:

мячи футбольные и волейбольные;

скакалки;

обручи ;

пазлы ;

игры настольные .

Аппаратура:

Компьютер – 10 шт;

Музыкальный центр-1;

Интерактивная доска- 2;

Микрофоны – 2 шт.

Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве.

Содержание программы

 

Организационно-педагогическая деятельность

 

  • комплектование штата лагеря кадрами
  • участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей
  • совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся
  • проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
  • проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом»

Оздоровительная работа

 

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей,  поэтому в программу  включены следующие мероприятия:

ежедневный осмотр детей медицинским работником;

утренняя гимнастика;

принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

организация пешеходных экскурсий;

организация здорового питания детей;

организация спортивно-массовых мероприятий:

соревнования по лёгкой атлетике;

  • Спортивные эстафеты;
  • Подвижные спортивные игры;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

 

  • Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;

 

  • Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну витаминию», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»; «Укусы клещей-чем они опасны?»
  • Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;
  • Профилактическая беседа о вреде наркотиков
  • Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность а городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»;

Работа по развитию творческих способностей детей

  • Оформление отрядных уголков, стенных газет;
  • Ярмарка идей и предложений;
  • Конкурсы рисунков на асфальте: «Моя Родина- мой Казахстан!»,«Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;
  • Коллективно-творческие дела: «Города Казахстана»,«Алло! Мы ищем таланты!», «До свиданья, лагерь!»
  • Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!»
  • Итоговая выставка поделок, рисунков «Мы дети свободной и счастливой страны»
  • конкурсная программа «Астана – символ созидания»,«Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу»
  • конкурс – игра «Весёлые минутки»
  • конкурс танцевального мастерства «В ритме танца»,
  • интеллектуальная игра «Разноцветная капель»,
  • конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес».

 

 

 

 

Работа по патриотическому развитию детей

 

  • Видео-заочная экскурсия по столице нашей страны – Астане «Мой главный город- Астана»;
  • Беседа «Символика Республики Казахстан»;
  • Дискуссия «Природа Прииртышья»;
  • Беседа «Поговорим о природе»;
  • Конкурс рисунков – «Мой город на карте Казахстана», «Прекрасный мой Казахстан»
  • Конкурс сочинений «Расцвет Астаны – расцвет Казахстана», «Моя родословная».

 

Работа по привитию навыков самоуправления

 

  • Выявление лидеров, генераторов идей;
  • Распределение обязанностей в отряде;
  • Закрепление ответственных по различным видам поручений;
  • Дежурство по столовой, игровым комнатам;

 

Кадровое обеспечение

  • педагоги-воспитатели;
  • учителя физической культуры;
  • учителя самопознания;
  • психолог школы;
  • библиотекарь школы;
  • начальник оздоровительного лагеря;
  • музыкальный руководитель;
  • медицинский работник;
  • обслуживающий персонал;
  • органы самоуправления.

 

 

 

ШТАБ ЛАГЕРЯ «АТАМЕКЕН»

Должность ФИО
Начальник лагеря Мундуинова Кумысгуль Айтпайқызы
Воспитатель Кравченко Зинаида Ивановна
Психолог Нурахметова Маржан Искаковна
Физрук Сеитов Машур Нуртаевич
Медработник Юсупова Бахытгуль Байниязовна

 

 

 

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

1 – 2 сезон

Должность ФИО
Начальник лагеря Мундуинова Кумысгуль Айтпайқызы
Воспитатели Найманова Асем Тохтаровна

Сеитова Алма Темирбаевна

Вожатый Жакажанова Толкын Мажитовна

Кравченко Зинаида Ивановна

Физрук Сеитов Машур Нуртаевич
Медработник Юсупова Бахытгуль Байниязовна
Повар Нургазинова Каламкас Темировна
Помощник повара Жакашева Ырыскен Камалигденовна
Обслуживающий персонал Сатыбаева Сауле Хажмуратовна

 

Психологический час ежедневно Нурахметова Маржан Искаковна
20-и минутное чтение ежедневно Струкачева Светлана Баткеновна
«Мы изучаем государственный язык» ежедневно Ахменова Маржан Сабеновна

Раисова Анара Иртспаевна

Самопознание ежедневно Кравченко Зинаида Ивановна
«Дневной кинотеатр» через день Жайсембаев Миржан Жанситович

 

Также в лагере функционируют 3 клуба:

 

«Ребус» — Исимов Р. М., Найманов В.А.

«Рукодельница» — Кабиева Р. М., Найманова А.В.

«Всезнайка» — Исимова С. Б.,Жакиенова З.О.

 

 

Финансирование

 

Финансирование лагеря производится за счет фонда всеобуч и  спонсорской помощи  родителей .

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые  результаты выполнения программы деятельности лагеря:

 

  • общее оздоровление детей.
  • укрепление здоровья детей через: соблюдение режима питания; витаминизацию организма; закаливание организма;

организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе

  • пополнение жизни детей интересными социально-культурными событиями;
  • укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
  • развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
  • привитие навыков самообслуживания, чувство патриотизма;
  • уважение к родной природе, к старшим.

 

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Атамекен»

с социумом

  1. Застава «Жетісу»
  2. Акимат Лозовского с/о
  3. Родители
  4. Библиотека ДК с.Лозовое
  5. Дом Культуры;
  6. Спортивная площадка при школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План – сетка работы лагеря

 

01.06.2017 «Открытие лагеря»
02.06.2017 «День знакомств»
05.06.2017 «День государственных символов РК»
06.06.2017  Участие в районном конкурсе «Этноаул»
07.06.2017 «День Астаны»
08.06.2017 «День ЭКСПО»
09.06.2017 «День Толерантности»

Круглый стол: «Право на свободу мысли, совести и религии»

12.06. 2017 «День творчества»
13.06. 2017 «День инноваций»
14.06. 2017 «День памяти»
15.06. 2017 «День Дружбы»

Одна Страна-Одна Судьба!

16.06. 2017 «День Казахстана»

Беседа: «Быть гражданином Республики Казахстан – это высокое и почётное звание. Каким должен быть настоящий гражданин РК»

19.06. 2017 «День всеобщего Труда»
20.06. 2017 «День Первого президента»
21.06. 2017 «День патриотизма»
22.06. 2017 «День книги»
23.06. 2017 «День Истории, культуры и языка».

Мы-Большая Семья!

26.06. 2017 «День Спорта и Туризма»
27.06. 2017 «День природы»
28.06. 2017 «День Успеха»
29.06. 2017 «День ЭКСПО-2017»
30.06. 2017 «День закрытия лагеря»