Конспект  занятия по развитию речи с использованием метода «синквейн» в старшей группе Тема Бабочка

Кажигалиева Галия Камитовна

воспитатель ГККП «Ясли – сад № 14»

города Костаная Республики Казахстан

специалист  среднего  уровня квалификации без категориии

Конспект  занятия по развитию речи с использованием метода «синквейн» в старшей группе (5 – 6 лет)

Тема:  Бабочка

Цель:  формировать умение составлять синквейн с опорой на ряд картинок, углубить знания

детей о бабочке, их образе жизни, упражнять в умении рассказывать в определённой

последовательности, понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы

полными предложениями, воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: иллюстрации с изображением насекомых, схема синквейна, конверт, мяч

                                                                     Ход:

— Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением друг с другом.

Обращает внимание на конверт:

— Посмотрите на конверт. Там лежат картинки. Как вы думаете, какие слова-предметы здесь спрятались? (вывешивает символ слова-предмета – карточку с горизонтальной прямой) Назовите их.

Игра с мячом
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
Ну-ка, мяч передавай
И слова-предметы называй.
-Я предлагаю вам, передавая мяч по кругу, назвать слова-предметы. Как можно назвать все эти предметы одним словом? (насекомые)

Называние слов-художников:
— Посмотрите на бабочку. Ветерок сдул красивую окраску у бабочки. Давайте прикрепим принесённые украшения, при этом будем называть слова-художники, говоря,  какая бабочка. Каждый листочек – это слово-художник. ( вывешивает символ слова-признака – карточку с горизонтальной волнистой линией).

— А теперь скажите, что умеет делать бабочка? ( вывешивает символ слова-действия – карточку с двумя горизонтальными линиями)

Составление предложения и его удлинение.
 Начинается игра с мячом. Встанем в круг, отбиваем мяч от пола. Каждый удар – слово.
Воспитатель: Бабочка – это насекомое?
Дети: Бабочка – это насекомое.
Воспитатель: Бабочка – это красивое насекомое?
Дети: Бабочка – это красивое насекомое.
Воспитатель: Бабочка – это красивое насекомое, которое перелетает с цветка на цветок?
Дети: Бабочка – это красивое насекомое, которое перелетает с цветка на цветок.

Физминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (покружиться)

— Сейчас мы с вами составим «Говорящее письмо» про бабочку, а помогут нам картинки (дети выбирают картинки, соответствующую теме синквейна.)

— О ком мы сегодня разговариваем? Кто это?

— Бабочка — это первая строка «Письма», состоящая из одного слова.

—  А теперь вспомните, как описывается бабочка в книжках, мультфильмах. Какая она? Проводится игра «Кто назовет больше слов» (дети называют признаки бабочки).

— А теперь скажите, что делает бабочка?

—  А теперь придумайте предложения со словом «Бабочка». Оно должно состоять из 4 слов. Это четвертая строка «Письма».

— Скажите, как ёщё по- другому можно назвать это насекомое.

Воспитатель предлагает составить детям стихотворение, состоящее из 5 строк — «синквейн». Примерный ответ.

  1. Бабочка.
  2. Разноцветная, легкая.
  3. Кружит, спешит, летает.
  4. Бабочка машет красивыми крылышками.
  5. Красавица

—  Вам понравились картинки и рассказы о бабочке?
— Давайте пожелаем бабочке  и всем насекомым побольше теплых деньков и радовать нас своей красотой.