Имя существительное

Дата:

Класс: 4 русский

Тема: Имя существительное

Цели и задачи урока: систематизация изученных и новых признаков имени существительного как части речи, закрепление и систематизация знаний об имени существительном, формирование орфографической зоркости, развитие речи, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, развитие познавательного интереса к предмету.

 

Ход урока.

  1. Орг. момент

— Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости.

Откройте рабочие тетради и запишите сегодняшнее число и слова «Классная работа».

На этом уроке с нами будут герои мульт-сериала Фиксики. (иллюстрации) В мультфильме они контролируют работу электрических и электронных приборов, за точным их функционированием, а мы с вами на уроке будем вспоминать и точно применять правила русского языка.

Как зовут героев? – Нолик и Симка.

Пропишем соединения заглавных и строчных первых букв.

 

  1. Орфографическая минутка.

— Запишите слова под мою диктовку в строчку, через запятую. Карандашом подчеркивайте орфограммы.

Сердце, утюг, щека, единица, сумма, тростник, вязание, изъян, торговля, ежиха, ловкость, ночь, остров, ездок.

Далее проводится проверка с объяснением правописания орфограмм.

  1. Работа по теме урока.

— Составьте слово по первым буквам написанных слов. Что получилось?

Существительное.

— Какой буквы не хватает? Почему? Какова ее роль в русском языке?

— Назовите полный термин. Что такое имя существительное? Приведите свои примеры.

 

— При работе с любым прибором необходима инструкция. Фиксики это хорошо знают. Мы сегодня с вами составим свою инструкцию по теме нашего урока. Она вам пригодится для выполнения домашнего задания. (раздать таблицы)

 

Заполнение таблицы.

А) имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

Обозначает предмет.

— Что еще может обозначать имя существительное, мы сможем сформулировать, разгадав загадки.

Дети загадывают всему классу загадки:

Он и летом, и зимой –

Между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему идти – он всё будем впереди. (горизонт)

 

Живет без тела, говорит без языка,

Никто его не видит, зато все могут услышать. (эхо)

 

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица,

Всё время воет, да не волк. (ветер)

 

— Как можно одним словом обобщить эти слова/явления? Да, имя существительное может обозначать то, что нельзя потрогать руками, то есть не предметы, а явления природы.

Она у каждого бывает,

Кто про невзгоды забывает.

Ты хочешь петь и веселиться,

Ей можно с другом поделиться.

Она – любимая, как сладость.

Она – отрада наша, …… (радость)

 

Слаще мёда, мягче пуха,

— Отдохни! – всё шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить. (лень)

 

— О чем эти загадки? Имя сущ. Может обозначать чувства.

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Потренируемся в распознавании имён существительных. Если я назову имя сущ. – хлопните в ладоши. Если другую часть речи – поставьте руки в стороны.

Смех, прекрасный, холодильник, мороз, греть, мастерство, трудолюбивый, механизм, рабочий, ремонтировать, телевизор.

Б) Определение признаков.

Прочитайте и вставьте пропущенные буквы в словах на доске. Объясните их написание, если это возможно.

…стье, радос..ный, в..сёлый.

А…тит, м..тро, ш..фёр, ч..рёмуха.

.. ева, …олга, …осква, …нисей.

Ст..кан, кр…вки, ябл..ко, м..чта.

Дети выходят по одному и вписывают буквы.

Найдите в каждой строчке лишнее слово и выпишите его в тетрадь. Объясните свою логику.

Проверяем : Счастье, шофёр, Москва, кроссовки.

Продолжаем заполнять нашу инструкцию. Нам нужно определить признаки имени существительного, по которым можно было бы их узнавать.

Что такое постоянные признаки? Что такого непостоянные признаки?

Какие из перечисленных, можно занести в первый столбик? Какие — во второй?

— одуш/неодуш

— нариц/собств

— род

— число

В) Работа по учебнику. Упражнение 103. Устно объяснить правописание орфограмм.

Запись и разбор 1-го предложение.

— Что можно сказать об этом предложении? По интонации? По цели высказывания? По структуре?

Найдите главные члены предложения. Назовите второстепенные. Найдите имена существительные. Какими членами предложения они являются? (подлежащее, дополнение, обстоятельство). Запишите эти слова в таблицу.

Г) Полное воспроизведение таблицы. Оценка в виде знака фиксиков.

  1. Итог урока.

Какова тема нашего сегодняшнего урока? Что нового узнали об имени существительном? Что составили?

Эта инструкция поможет вам выполнить  домашнее задание.

Запишите в дневник: упр. 105 устно, упр. 102 письменно.