Виды программирования: структурное, модульное, функциональное, процедурное, логическое. Принципы различных методов программирования

Лекция№ 5

2.4. Виды программирования: структурное, модульное, функциональное, процедурное, логическое. Принципы различных методов программирования.

План:

  1. Виды программирования.
  2. Структурное программирования.
  3. Модульное программирования.
  4. Функциональное программирования.
  5. Процедурное программирования.

Программирование — одна из первых автоматизированных информационных технологий — начиная с 70-х годов прошлого столетия начала новый виток бурного развития. Связано это в первую очередь с информатизацией общества в целом: сегодня практически все виды человеческой деятельности в той или иной степени автоматизированы, для чего разрабатывается специальное программное обеспечение. В сфере разработки программного обеспечения работают миллионы людей. Программирование как область человеческой деятельности характеризуется определенными этапами и способами создания законченного программного продукта, формами организации взаимодействия разработчиков-программистов.

Виды программирования:

  • процедурное;
  • операторное;
  • функциональное;
  • логическое;
  • структурное (модульное);
  • объектно-ориентированное;
  • визуально-ориентированное.
  • Экстремальное

В основе процедурного, операторного и функционального типов программирования лежат процедуры, операторы и функции, используемые как основные объекты языка.

Логическое программирование реализуется с помощью логических операторов и функций. Это позволяет реализовать основные идеи логического программирования.

Эдсгер В. Дийкстра, опираясь на теорему Бома и Джакопини, ввел понятие структурного программирования, которое часто называют «программирование без GOTO» (управляющая конструкция перехода не используется при написании программ).

В соответствии с данным способом разработки любая программа представляет собой структуру, построенную из трех типов базовых конструкций. Еще один из принципов структурного программирования состоит в том, что программная единица (подпрограмма) должна иметь одну точку входа и одну точку выхода.

Соблюдение принципов структурного программирования делает тексты программ, даже довольно больших, нормально «читаемыми», что существенно облегчает понимание программ, — появилась возможность разработки код в промышленном режиме, когда код может без особых затруднений понять не только ее автор, но и другие программисты.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) появилось именно как эффективный способ преодоления трудностей, возникающих при создании сложных программ. Объектно-ориентированное программирование особенно актуально при программировании задач графики.

Наиболее значимой частью ООП является особый подход к решению сложных задач программирования, называемый объектно-ориентированным анализом, а объектно-ориентированные языки программирования — просто удобные инструменты для реализации этого подхода.

Процедурное программирование — оформившаяся в начале 70-х годов XX века идея разработки программ. Это фундаментальная концепция, являющаяся основой всех современных подходов к проектированию и реализации. В то же время суть ее проста и отражает широко известные методы, заключающиеся в поиске и реализации некоторого базового набора элементов, комбинация которых дает решение задачи.

Если концепция структурного программирования предлагает некоторый универсальный алгоритмический базис, то процедурное программирование состоит в разработке под конкретную задачу или круг задач (предметную область) собственного базиса в виде набора подпрограмм, позволяющего наиболее эффективно по целому ряду критериев построить программный комплекс. С применением процедурного программирования появились возможности коллективной разработки программ как набора «независимых» частей, последовательного уменьшения сложности методом разбиения сложной задачи на более простые подзадачи, наконец, возможности повторного использования созданного ранее кода.

В последнее время получила распространение еще одна технология разработки программ — экстремальное программирование. По этой технологии с самого начала программа пишется в предположении, что заказчик заранее не может сформулировать все требования к программному продукту, поэтому программа все время будет меняться, в том числе в процессе работы над ней. Одним из элементов экстремального программирования является парное программирование. Оно означает, что любой кусок кода создается парами людей, программирующими одну задачу сидя за одним рабочим местом. Один программист работает над кодированием конкретных частей программы, другой сосредоточен на картине в целом и непрерывно просматривает код, производимый первым программистом с целью сделать его абсолютно прозрачным. Время от времени люди меняются ролями. Пары не фиксированы: рекомендуется «перемешивать» их насколько это возможно, так чтобы каждый знал, что делает каждый другой, и все были знакомы со всей системой в целом.